По идее, сейчас самое время задаваться вопросом куда поступать? Но, наверное, правильнее было бы спросить, зачем вообще куда-то поступать и стоит ли получать такое высшее образование?
Не в пользу поступления в вуз говорят качество образования, его стоимость, зарплатные ожидания выпускников, их невостребованность на рынке труда и призрачные перспективы карьерного роста.
Высшее образование теперь скорее вынужденная мера,чем насущная необходимость. В самом деле, зачем поступают в вуз? С олимпиадниками, положим, всё понятно: они с пятого класса не вылезают из-за учебников, точно зная, на какую специальность и в какой вуз будут поступать. Более того, довольно ясно представляют, где конкретно (в какой компании и на каком предприятии собираются работать, часто даже в какой должности). Обычно это авторитет родителей и их успешная модель социализации: правильный вуз некогда открыл им двери к успешной и денежной карьере.
Что до всех остальных, то тут возможны три основных варианта: парни от армии косят; девушки переезжают в город, чтобы найти парней, косящих от армии (можно, кстати, и ни от чего не косящих иностранцев); и главное — те и другие ищут работу в большом городе, потому как больше негде.
Вуз в этом случае лишь прикрытие, отмазка для родителей. Чтобы придать приличествующий вид своему столь скорому отбытию из родного городка.
Низкое качество высшего образования
За исключением нескольких московских вузов, все остальные, мягко говоря, сильно отстают. Сейчас не 80-е и даже не 2000-е. Но как объяснить это преподам? Молодым вообще всё всё равно. Они знают теперь только теорию (никакой практики вообще), пришли в вуз за зарплатой, зарплата «капает», что ни говори (в прямом смысле слова). Некоторые профессора — да, верно, — что-то могут, но уже ничего не хотят, так им все это почему-то надоело.
Тут надо сразу готовиться к разочарованию. Разочарованию от устаревших методик преподавания, не применимых на практике; разочарованию от догматического стиля преподавания; разочарованию от многочисленных непрофильных часов, занимающих чуть ли не половину учебной программы (ведь это же бакалавриат!); разочарованию от фактического отсутствия нормальной практики во время учебы; разочарованию от осознания ненужности студентов и того что они делают. Рефреном звучит одно слово — разочарование. Высшее образование сейчас готовит в никуда, так как надобности в таком количестве специалистов сообразно объему экономики нет. Вузы по преимуществу превратились в государственные предприятия по освоению бюджетных средств.
Стоимость высшего образования
И за такое качество образования еще требуют заплатить. Если не удалось пройти на бюджет (а ведь не удается почти каждому второму, многие места как раз и занимают олимпиадники). Придется платить немалые деньги даже в заурядных вузах. Раздражает сама система платного набора. Фактически платники оплачивают бюджетников. А сам бюджет вуза тогда на что уходит?
Завышенные зарплатные ожидания
Столько ведь вложено: и деньги, и время, и нервы в надежде, что скоро все сполна окупится. А на самом деле…
Средняя разница в оплате труда между высококвалифицированными специалистами с высшим образование и простыми рабочими в России лишь порядка 20% не в пользу последних. Но часто даже наоборот: какой-нибудь сметчик после 10 недельных курсов(!) получает в два раза больше дипломированного социолога.
Невостребованность выпускников
Это угнетает больше всего: невозможность найти работу по специальности за адекватную оплату труда. После выпуска и радужных надежд вдруг выясняется что реального сектора экономики практически нет. И устраиваться вообще-то некуда.
Как начинали студенты еще со второго курса подрабатывать официантами и баристами, думая что это лишь временная мера, так и продолжают после выпуска, только места меняют. Учился на социолога, а стал официантом. Учился на юриста, а стал баристой.
Закончил ИТМО? Отлично. Торговать очками. Почему? Но ведь в них линзы. И оправы подобрать и линзы. Правда и то и другое сделано не в России. Не хочешь продавать линзы? Тогда официантом. Что, не хочешь? Тогда в салон связи продавцом-консультантом. Или просто продавцом или кассиром, ну, хотя бы на время. Или курьером или грузчиком на склад — вон сколько вакансий. Не хочешь? Да чего же ты хочешь-то, в самом деле?
Призрачные перспективы карьерного роста
Cтала отчетливо прослеживаться деградация социальных лифтов, другими словами, отсутствие вертикальной интеграции, невозможность занять руководящую должность даже дипломированному специалисту.
Но не всё же так плохо, другие же как-то пристраиваются? На самом деле это по большей части лишь видимость, прикрытая мягким эвфемизмом «кумовство». Чтобы куда-то пристроиться надо быть кем-то, вернее, чьим-то. Родственником, зятем, племянником, нужным человеком. Сыном, дочкой нужного человека. Тем с кем нельзя ссорится, тем, кто может пригодится и так далее в этой же логике.
Руководящие позиции в компаниях все без исключения занимают люди со стороны. Эти места или покупаются или предоставляются по расчету.
Вчерашний выпускник, чудом попав в компанию и проработав там на начальной позиции (других вакансий просто не было ) несколько лет, ждет давно обещанного повышения. В надежде на более высокий оклад, разумеется. Он знает, что заслуживает этого, что это действительно та должность, какую в силу своего благоприобретенного профессионализма и красного диплома профильного образования он должен занимать. Но завтра все ждут «персону».
Поутру «персона» действительно является: в отличном приталенном костюме, 22 лет (на вид 16), закрывается в кабинете и просит записываться на прием. Чей-то папенькин сынок.
Хотя это, пожалуй, исключение — обычно «персоне» за 40, но кто он такой неизвестно: о нем никто, никогда, ничего не слышал. Просто свой человек.
Как и должно быть от такого управления дела в компании идут неважно и основной объем работы сваливается на плечи среднего управляющего звена (по факту размера окладов несомненно младшего). Путем колоссального нечеловеческого напряжения им возможно удастся как-то стабилизировать ситуацию, только вот никакой благодарности за это ждать не приходится. Считается, что это новый менеджер «удачно вошел в курс дела». Повышения, как нетрудно понять, — тоже нет.