Бакалавриат vs специалитет: когда разница очевидна

 

Переход с Болонской системы высшего образования к новой с базовым уровнем и некой второй ступенью, пока представляемый как эксперимент в нескольких вузах, но который, однако же, может стать повсеместным и безальтернативным, событие значительное более чем, в корне меняющее всю структуру высшего образования в стране.

Конкретно: уже с нового учебного года 2023/2024, то есть с этого сентября, в шести вузах страны будут действовать стандарты новой системы. Вот эти «счастливчики»: МАИ, МИСиС, ТГУ, Горный университет (в СПб), БФУ им. Канта и МПГУ. Что это будет — было поначалу совершенно не понятно, так как в этих вузах не были разработаны образовательные программы, соответствующие новой системе. А сделать их надо крайне поспешно — в срок до 30 июня 2023г.

На самом деле, разработать их в такие сжатые сроки просто невозможно, если только это не имитация, или надо просто достать из пыльных архивов уже имеющиеся — те что были раньше. А раньше был он — СПЕЦИАЛИТЕТ.

Именно специалитет и должен стать «новой» старой системой высшего образования в России. Уже определены и сроки. Массовый переход основной части вузов состоится в 2025г., а завершится для всех оставшихся через год — в 2026 году. Так что интриговали недолго. Такой план перехода был представлен пару дней назад. Приказы эти для государственных вузов. А что же частные: будут ли они переходить на новую систему образования, захотят ли?

Слово «базовое» действительно смущает. Тут хочешь-не хочешь, но явственно прослеживается калька с английского — basic – то, ведь, не основное, как может показаться, а начальное.

То есть вместо 4 лет законченного высшего образования — полного и самодостаточного, с которым можно занимать любые руководящие должности (согласно Квалификационному справочнику учитывается лишь стаж работы по специальности), может статься, что будут настойчиво предлагать после 5 лет специалитета поучиться еще 2-3 года в аспирантуре, чтобы иметь саму возможность продвигаться по карьерной лестнице.

Восемь лет! Это даже писать тяжело. Это как вторая школа. Вот представьте, типичный бакалавриат в крупном провинциальном вузе. Ха. Посмотрим учебный план. Там 45-55% учебных дисциплин на своей кафедре, а остальные на смежных. Грубо говоря, 50/50, что дает студентам возможность увидеть пол-университета, познакомиться с разными специальностями и направлениями. Разные кафедры, факультеты/институты, разные здания, разные преподаватели, разные знания и их просто больше, ну, и впечатления, наконец. Их тоже много больше.

На специалитете студенты годами будут приходить на свою кафедру в полторы комнаты (плюсом несколько закрепленных за кафедрой аудиторий) — одни и те же стены, там одни и те же преподаватели, говорящие одно и то же. И в аспирантуре они же, там же. Количество предметов на кафедрах, отличных от профильной, — 5-15%. В их числе обязательные иностранные языки и «Физическое воспитание».

А вот ещё различия между специалитетом и бакалавриатом. По статистике более 70% абитуриентов не знают куда поступать после школы. Выбор, как правило, спонтанный или по проходным баллам или, в кой-то веке, по настоянию родителей. Это извечная проблема, которую надо было как-то решать. И вот, после долгих экспериментов, придумали систему междисциплинарного образования с бакалавриатом и магистратурой, чтобы студент уже в процессе обучения мог определиться и, если захочет, сменить специальность.

После у магистрантов может быть две специальности, что, ясное дело, значительно повышает их шансы на успешное трудоустройство.

Аспирантура специалитета не подразумевает смену специальности, если вы еще не поняли. Специальность там как данность свыше. А отсутствие бакалавриата как такового (потому что нельзя после специалитета поступить в магистратуру) не позволяет продолжить обучение в зарубежных вузах.

К слову, сейчас проблемы с поступлением еще нет. Видимо, потому что в дипломах написано Бакалавр. Ни о каком специалитете в европейских вузах не слышали и поступить с этим дипломом куда-либо вряд ли получится.

Болонская система, призванная унифицировать стандарты европейского высшего образования, существовала в России с 2003 по 2022 гг. А до этого в зарубежные вузы если и поступали, то сразу после школы, прикладывая аттестат.