Эти, казалось бы прописные истины, подчас напрочь игнорируются студентами при написании дипломной работы. Как результат: упорядоченный и увлекательный процесс превращается в аврал по срокам и эмоциональную перегрузку. Меж тем, сделать дипломную работу быстро и без излишних переживаний не сложно. Достаточно лишь следовать нескольким основным правилам.
Дипломная работа слишком большая
Сколько же времени всё шло хорошо? Что вдруг пошло не так? Как же так вышло, что за месяц до защиты во второй главе не хватает 10 листов, а еще ведь надо составить библиографию? Когда же это успеть — времени-то вообще нет? С такими вопросами студент может остаться совершенно реально, если ещё до начала написания диплома не выяснит точно какой объем диплома считается достаточным. В разных вузах свои требования к объему дипломной работы; они серьезно разнятся в зависимости от специальности. Требования к объему содержательной части варьируется от минимального в 40 страниц до огромного восьмидесятистраничного диплома. Это только ГЛАВА 1 и ГЛАВА 2 без ВВЕДЕНИЯ, БИБЛИОГРАФИИ и ПРИЛОЖЕНИЙ.
Разница, 50 это будет листов или 70 — просто колоссальная. По времени лучше исходить из расчета написания — 1 лист дипломной работы займет день-полтора. То есть двадцать листов — около месяца. Но, на самом деле, может быть даже больше. Поэтому надо еще до начала написания ВКР выяснить требования вуза к её объему. Обычно на выпускающей кафедре есть штатный «канцеляр», который занимается подобного рода вопросами. Он, к слову, и сверяет готовые дипломы в плане оформления. Не лишним будет узнать требования к объему диплома не только у научного руководителя: переспросить еще раз в деканате или в секретариате вуза. Интересен, разумеется, вопрос про минимальный объем диплома. Cказали, что минимальный объем 50 листов — надо делать 50 листов. Не больше. Можно по доброте душевной прибавить лишние 3 листа, но не 30! Одна завкафедрой буквально жаловалась студентам:— Раз одна студентка нам сделала дипломную работу основного текста в 100 листов. Мы ей говорили — хватит, не надо столько, но она всё равно написала. Надеюсь, что вы на такое не пойдете — пожалеете нас».
Тема диплома выбрана неправильно
Странно всё же видеть, как студент, кое-как проучившийся все годы, с трудом попав на дипломную сессию, вдруг совершенно неожиданно (подчас даже для себя) выбирает трудную новую тему диплома. И не просто выбирает, а подписывает и начинает разработку. Хорошо, если его научный руководитель всё же опомнится и спросит: — Подождите, а на какие темы Вы писали курсовые?». Вопрос очень своевременный, ибо курсовые могут, и, наверное, должны стать основой дипломной работы. Если сложить все три курсовые работы ( их бывает и больше, но минимальное количество на очном бакалавриате именно три), то из них можно сделать готовый диплом. Сама логика вопроса за это. И не стоит особо вдаваться почему это так. Если студент во время учебы разрабатывает определенную тему, то надо полагать, что она ему интересна. В самом деле, лучше подходить к этому вопросу осознанно и подбирать темы курсовиков под себя, под задачи, которые можно реализовывать на практике и которые хоть немного интересны самому студенту,только ему. В некоторых вузах, впрочем, курсовые проверяют на антиплагиат (это делается по инициативе самих вузов; ведомственных регламентов обязывающих это делать нет), — тогда будет несколько сложнее; но, всё равно,саму тему, направление можно позаимствовать, переработав текст и подобрав другие источники реферирования.
Два объекта исследования вместо одного
Иногда студент не удовлетворен своей работой: не может отделаться от впечатления, что сказано недостаточно и тема не раскрыта. Неудовлетворенность — это почти синоним неуверенности. И может статься, что, чтобы как-то компенсировать эту неуверенность (своей работой), студент начинает вместо качества гнать объем. Ладно, если он переусердствует с объёмом теоретической части — там это не так заметно, намного хуже — в практической.
Самое худшее, когда студент увеличивает объём за счет внесения второго объекта исследования. Вместо рассмотрения условий повышения параметров энергоэффективности одной холодильной установки зачем-то рассматривает две. Вместо одного двигателя внутреннего сгорания — у него два. Непостижимо.
Дублирование объекта исследования абсолютно излишне. Временные затраты на второй объект исследования будут большими, а положительный результат совершенно не очевиден. Преподы обычно просто-таки уговаривают рассматривать в теоретической части только один объект. Но упрямые студенты попадаются довольно часто. Лучше изначально подбирать такой объект исследования, по которому можно собрать и разработать максимально возможный объем информации. А сколько из этого студент сделает — это уже не так важно.
Всё сам придумал
— Вы это откуда взяли? Сами придумали? Из источников? Из каких источников, где ссылки?» — часто преподы, увидев явно заумные измышления в тексте ВКР, задают подобные вопросы. И порой студенту нечего возразить, потому как он не сохранил источники реферирования. Во время работы он торопится сделать побольше и побыстрее и часто забывает сохранять ссылки или сохраняет их неправильно.
Объем оригинального текста и собственных положений в текстах ВКР должен быть не менее 80% (чтобы пройти антиплагиат), соответственно, исходный материал, служащий базисом исследования, так называемый теоретический минимум, должен быть существенно переработан, расширен и дополнен. Другими словами, написан новый текст. Базисный же материал потом не найти или искать его придётся очень долго.
Поэтому перед началом работы над дипломом, лучше сразу создать на рабочем столе папку, скажем, «Библиографический список», и методично заносить туда все ссылки. В самом тексте дипломной работы удобно указывать ссылки простой нумерацией. Например, после очередного предложения или абзаца, требующего ссылку,указать её в виде — [11]. URL заносится в конец страницы или в созданную БИБЛИОГРАФИЮ и дублируется в папке «Библиографический список». Такая, кажущаяся поначалу ненужной, тщательность окупиться грандиозной экономией времени и нервов.
Оформление дипломной работы — это наше всё
Как правило, студент, работая над дипломом, совсем не думает об оформлении. В итоге у него получается как-бы черновой вариант со множеством мелких неточностей. И если за месяц до защиты, домучив наконец-то основной текст, он думает, что «уф! всё кончено» — то сильно ошибается.— Как Вы такое будете защищать? Я полагала, что Вы работаете над оформлением, но это…??». Вот что он получает в ответ, послав научному руководителю для финальной сверки, как ему кажется, уже полностью готовый диплом.
Помимо банальных повторов в предложениях, попадаются повторы целых абзацев, иногда даже в пределах одной страницы. Множество орфографических неточностей, которые не видит встроенный редактор текста (окончания слов, раздельное/слитное написание, русификация иностранных названий и пр.). Кроме того, должна быть соблюдена правильная пунктуация, и, о ужас(!), расставлены все пробелы. Один лишний пробел считается ошибкой. А ведь еще есть нумерация страниц, нумерация глав и подглав и, наверное, самое сложное — правильное построение и оформление библиографического списка и приложений диплома (таблицы, чертежи, рисунки). Следует также учитывать, что всё оформление диплома делается по ГОСТу.
Ко всему этому добавьте брошюрование, то есть печать страниц и помещение текста диплома в папку для дипломных работ. Обычно там двойная перфорация ( слово «дырки», по понятным причинам, малоупотребительно), а если тройная. О! Попробуйте правильно связать диплом с тройной перфорацией! А где дырокол такой найти? Чтобы не портить себе нервы, лучше загодя отводить на оформление большой запас времени. На все описанное выше, с отправкой на проверку, может понадобиться до трети времени, отведенного на написание диплома.
Итак, подытожим. Чтобы диплом не превратился в мучение, всего-то и надо что: выбрать знакомую тему, во многом совпадающую с темами курсовиков. Узнать о минимальном объёме дипломной работы. Определиться изначально с единственным объектом исследования, методично сохранять все ссылки и оставить достаточно времени на оформление и брошюрование.