Почти весь второй семестр российские вузы вынуждено провели в режиме дистанционного обучения. Что говорить, даже защиты дипломов и госы прошли в онлайне. Неизвестно, каким будет новый учебный год в сентябре — неужели тоже в формате дистанционного обучения? Тут пока полное молчание: сейчас об этом не выгодно говорить.
Хотя полно разговоров о новых реалиях высшего образования. Но далеко не все студенты с энтузиазмом его воспринимают и только и задаются вопросом: когда же закончится это дистанционное обучение?
Приходиться только поражаться как ещё совсем недавно вовсе не престижное дистанционное обучение вдруг превратилось в нечто новаторское, полностью отвечающее вызовам времени, запросам студентов и прочее. Но с чего вдруг?
Вспомним, что было до всей этой истории с пандемией. На очном почти все места занимали отличники, надо думать, чтобы действительно учиться; очно-заочное привлекало тех, кто не проходил по баллам на очное, а заочное (там где оно было) оставалось тем, кто вообще никуда не проходил или сразу планировал совмещать учебу с работой. И только после заочного всплывало дистанционное обучение. Причем сами вузы часто приравнивали дистанционное к заочному.
Хотя на классическом заочном есть и сессии и лекционные часы. Их количество составляет примерно 27-35% от числа таковых на очном. Правда, далеко не все из них проводятся в полном объёме, но это уже другой вопрос. Контакт студентов с преподавателями может быть даже теснее из-за малочисленности групп и намного более интенсивной программы. Студентов обучают те же преподаватели что и очников, но в основном это профессора, аудитории те же. Экзамены только очно.
Теперь ближе к теме. Вспомним о стоимости обучения на заочном и вечернем в сравнении с дневной формой. Вот, например, данные петербургского Политеха (СПбПУ) о стоимости обучения по программам бакалавриата за 2019 год.
Специальность «Энергетическое машиностроение» (код специальности 13.03.03.) очная форма бакалавриат — стоимость 95500 руб. за 1 семестр; та же специальность заочной формы обучения — 37000 рублей за семестр.
Специальность «Прикладная информатика» (09.03.03) на очном 95500 руб. за семестр и 37000 рублей на заочном.
Специальность «Теплоэнергетика и теплотехника» (13.03.01.) 95500 руб. за семестр очного бакалавриата и 37000 руб за семестр заочного.
Как видите, стоимость на очном почти в два с половиной раза больше, чем на заочном (в 2,58 раза больше, если быть точным).
Еще большая разница в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Стоимость обучения во втором семестре 2020/2021 уч.г. на специальности «Юриспруденция» (40.03.01.) 134300 рублей за семестр ; 62700 руб. по очно-заочной форме и 49800 руб. на заочной (4 курс). Заочное представляют как обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (лекций, учебных материалов, вебинаров). Итого разница почти в 2,7 раза.
Для критичности сравнения возьмём какой-нибудь иностранный вуз, например, американский. Благо именно там впервые стали применяться технологии дистанционного образования. В Университете штата Пенсильвания ( Penn State) средняя стоимость бакалавриата (все направления) — $30130. Дистанционное обучение от $6742 до $7297. Разница в 4.3 раза!
Первая и пока единственная «ласточка» дистанционного обучения СПбГУ по направлению подготовки «Юриспруденция» стоит 452300 рублей. Это очно-заочная форма с пятилетним сроком обучения (заочного в вузе нет уже почти 10 лет ). Та же специальность по очной форме бакалавриата в 2019/2020 учебном году — 333900 рублей в год. То есть здесь дистанционное обучение стоит на треть дороже очного. Вот так. Но это же СПбГУ!
Надо сказать, что дистанционное обучение вообще довольно скудно представлено в принципе. Лишь несколько вузов предлагали интересные программы. И лишь немногие развивали свои собственные платформы онлайн-обучения. Должно быть, отчасти и в силу крайней невостребованности у абитуриентов такой формы обучения.
Еще бы, кому понравиться провести свои университетские годы без однокурсников, без студенческой жизни, без нормальной возможности вживую общаться с преподавателями, отчего многие вопросы так и останутся без ответа.
— Почти совсем ничего не понимаю, — несколько лет назад плакалась одна студентка петербургского технического вуза. Тогда дистанционное обучение сводилось к текстовым файлам с учебными материалами и рекомендованной литературой. — Пыталась спрашивать по почте, но ответы какие-то односложные, я даже подумала сначала, что это вообще не мне… Перед экзаменом была только одна лекция прогонов билета, хотя должно быть две, потом сам экзамен. Боюсь завалю и меня отчислят…». Выглядела она действительно испуганно. Совсем не так, как её ровесницы с очного.
Мы навсегда сохранили то, что смогли посчитать
Из чего же складывается стоимость дистанционного образования? Ведь это действительно интересный вопрос.
Как и в классическом варианте немалая часть расходов — это оплата труда преподавателей. Далее уже более технический аспект, когда разговор заходит о лекциях и учебных материалах. То есть записи лекций на видео и их оцифровки. Дело не очень простое, но и преувеличивать не стоит. Это может делать сам вуз или отдать на производство сторонним организациям.
Хранение курсов лекций, учебных материалов, цифровых библиотек, данных студентов в электронном виде. В целом это тоже не так уж и дорого. Касательно библиотек: если они уже были у вуза — одно дело, в ином случае перевод множества книг в электронный вид занимает годы.
Больше всего неясностей связано с прокторингом. Разговоры, что вуз несёт большие издержки за услуги прокторинга. Да ну, правда? Но если разобраться, то прокторинг технически — это подключение одного компьютера к другому онлайн. Любой может связать два компьютера вместе с помощью удаленного стола. Сами прокторы не готовят никаких учебных материалов, не проверяют задания — ничего в этом смысле. Поэтому не очень понятно и их ценообразование. Разве эти услуги могут стоить так дорого?
Если вуз разрабатывает свою платформу онлайн-обучения, то какие там расходы — именно затраты на разработку и внедрение? Зачем этим заниматься в принципе, если есть сравнительно недорогие решения готовых шаблонов?
Хотя экономить вуз может не только на этом. У него вообще огромный горизонт возможной экономии. От зарплаты преподам (ведь можно платить им не за часы лекций, как на очном, а за записи лекций, иными словами, выплатить только авторский гонорар) до экономии на содержании зданий вуза — отоплении, освещении и прочем. Да и сами пустующие здания можно подумать как-то пристроить по-другому. Чего уж. Может случиться как в том анекдоте, когда студенты-дистанционщики решили заскочить в свой вуз, но, как оказалось, там уже года три как торговый центр.
Но хватит о расходах (или доходах?) вуза, теперь о расходах студента.
В плане обеспечения самой возможности дистанционного обучения все расходы, подчас значительные, ложатся на студента. В договоре на оказание образовательных услуг, который студент заключает с учебным заведением, вуз обязался предоставить всё необходимое для «осуществления учебного процесса». А если студенту дополнительно пришлось покупать веб-камеры, гарнитуру, увеличивать скорость интернета. Так как никакого внятного обоснования сложившейся ситуации так и не последовало, получается, что вуз должен полностью компенсировать студенту эти затраты, а также пересчитать разницу между очной (очно-вечерней) и фактически заочной формой обучения за три последних месяца текущего учебного года.
В обшем теперь при поступлении стоит быть очень внимательным при выборе не только вуза и специальности, но и формы обучения, а главное думать — стоит ли оно того во всех смыслах слова.