Министерство цифрового развития (Минцифры) разработало проект постановления, согласно которому студенты должны будут сдавать биометрические данные при сдаче экзаменов онлайн. По замыслу министерства, студенты будут обязаны зарегистрироваться в базе Единой биометрической системы (ЕБС), где и будут храниться данные. Данные системы планируется применять для промежуточной аттестации в 2021 учебном году на программах бакалавриата, магистратуры и специалитета. То есть уже в эту зимнюю сессию, практически прямо сейчас, возможны такие нововведения.
В пояснительной записке к проекту сообщается, что использование Единой биометрической системы позволит достоверно установить личность студента и тем самым (далее дословная цитата) «пресечь мошеннические действия при оказании дистанционных услуг»
Как конкретно будет собираться персональная информация?
Перед экзаменами студентам необходимо будет cамим зарегистрироваться на портале ЕБС. Затем подтвердить, что они не против сбора и использования персональных данных. Далее перед началом экзамена, глядя в камеру, необходимо будет зачитать некую последовательность случайно сгенерированных чисел. Таким образом будет запомнен «отпечаток» голоса, который и будет храниться в биометрической базе. Также в процессе идентификации будет запомнено изображение лица. Предполагается, что данные сличения лица и голоса будут храниться в специально защищенной базе данных ЕБС. Сейчас доступ к ней совершенно точно имеют все банки.
Понятное дело, что студенты, мягко говоря, не в в восторге от таких идей. В стране, где практически открыто продаются дипломы и курсовые,такая рачительная забота об актуальности результатов промежуточной аттестации выглядит несколько преувеличено.
Так что же тогда делать?
Можно в принципе не предоставлять разрешения на сбор персональных данных. В соответствии с законом «О персональных данных» гражданин вправе сам решать кому и в каком объеме предоставлять свои персональные данные. Более того, он может отозвать уже сданные персональные данные. Очень важно, что отзыв персональных данных формально никак не связан с оказанием (продолжением) оказания каких-либо услуг. То есть услуга может оказываться и далее, а персональные данные уже не собираться.
Что конкретно надо сделать, чтобы отозвать свои персональные данные?
Необходимо выяснить в ректорате на чьё имя следует писать заявление об отзыве персональных данных. То есть, имя ответственного лица в конкретной организации (вузе), уполномоченного на сбор, хранение и обработку персональных данных. Обычно согласие на дачу персональных данных берётся при оформлении в организацию. В нашем случае это заявление на имя ректора с просьбой зачислить в вуз. И так как именно ректор от лица вуза ставил свою подпись при заключении договора со студентом на оказание образовательных услуг, то на его имя и следует писать заявление. Но это можно уточнить в секретариате вуза.
Закон не предъявляет требований к форме заявления, поэтому она может быть любой, но ниже ее возможный вариант. Сразу стоит сказать, что в данном случае студент вуза выступает не только как студент, но и как гражданин РФ, поэтому придётся указать данные паспорта, по которым заключался договор с вузом. Также обратите внимание: даже если вы посылаете заявление электронной почтой (ещё можно обычной почтой с уведомлением о вручении, передать лично или через секретаря ректора), то надо сделать его на отдельном листе с рукописной подписью (то есть прикрепить файл). Итак:
Ректору (полное наименование вуза Федерального бюджетного и т.д.)
_ФИО
От студента гр. №_
Петрова Юрия Александровича
14.10.1997 года рождения,
Паспорт серия номер,
кем и когда выдан,
зарегистрированного по адресу:
ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ ОТЗЫВЕ СОГЛАСИЯ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Настоящим, во исполнение требований Федерального закона №152 «О персональных данных» от 27.07.2006, согласно ст. 9 п.1 отзываю у _ ( полное наименование вуза), ранее выданное мной согласие на обработку персональных данных.
С даты получения данного заявления в срок не позднее 3 (трёх) рабочих дней прекратить сбор, хранение в любых электронных системах и подсистемах или каким-либо иным способом моих персональных данных, а также их обработку/использование и передачу третьим лицам.
Напоминаю, что в соответствии со ст. 21 п. 5 Федерального закона «О персональных данных», в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на их обработку, оператор обязан уведомить субъекта персональных данных об уничтожении персональных данных. Акт выполнения работ об удалении (уничтожении) персональных данных направлять на адрес / или электронный адрес отправителя.
Подпись / Петров Ю. А. / Дата
——
Ну и вот. Затем ждите ответа. Полученный Акт сохраните.
А как же тогда вуз будет идентифицировать мою личность при проведении дистанционного экзамена?
Также как и сейчас. Посредством догина и пароля пользователя личного кабинета. Этого вполне достаточно.