Как подготовиться к экзаменам быстро? Именно время здесь зачастую является определяющим фактором. Ведь подчас его не остается вовсе, а экзамены совсем уже скоро — на следующей неделе. Как не утонуть в информации — суметь правильно структурировать время и распределить силы?
Начнем с того, что уже есть под рукой. И это конспекты. Мало кто их совсем не ведет и ничего не записывает. Хотя многие студенты недооценивают конспекты и ведут их кое-как. или вообще, все пары сидят в смартфоне. Информация, читаемая на лекциях, дается в наиболее понятной, и, что не менее важно, сжатой форме. Поэтому, при условии правильного понимания сути написанного, конспектов вполне может хватить для сдачи экзаменов. Если своих конспектов нет или они неполные, то можно спросить у кого-то и сфотографировать все на смартфон.
Если же записей конспектов всё же не хватает, то помочь может прогон. Наверное, все студенты слышали, что большинство преподавателей вузов практикует так называемый прогон экзаменационных билетов, во время которого они вкратце еще раз проходят (объясняют) все экзаменационные вопросы. Хотя не все преподы хотят проводить прогоны, и не будет лишним, спросить, будет ли у нас прогон билетов, как у всех. Они могут быть несколько озадачены, что у них что-то не как у всех. И даже если не планировали прогон, то могут срочно устроить нечто похожее.
Все экзаменационные билеты прогоняются в 1-2 лекции! Так вот какие лекции нужно посетить! То что говорится на прогоне лучше записывать дословно, как бы коряво не получалось. Из-за недостатка времени препод часто рассматривает вопросы очень поверхностно, но саму суть схватить можно. Хуже, если он отвлекся и стал вести прогон как обычную лекцию. Нет ничего страшного, если студенты, заметив такое, напомнили бы ему, что времени мало и так мы можем не успеть пройти все вопросы.
Во время прогона лучше вести себя более активно, чем на лекциях — задавать интересующие вопросы, ведь это действительно последний шанс получить на них ответы.
Кстати. Во время прогона необходимо выяснить, чем можно пользоваться на экзамене. Некоторые преподы разрешают пользоваться учебниками, что, согласитесь, очень неплохо. Однако, никто из них не разрешает пользоваться интернетом.
Группировать и систематизировать
Теперь, собственно, к вопросу о том, как выучить билеты за пару дней. Учить их лучше соблюдая строгую цикличность с равными промежутками. Что это значит? Обычно как: студент начинает с первого вопроса и тратит на него, допустим, 30 минут. Потом переходит ко второму, на который тратит уже 55 минут. К третьему вопросу он уже значительно теряет концентрацию и тратит на его изучение 1 час и 20 минут. Такая тактика очень малоэффективная. Лучше распределять время равными и небольшими промежутками, а не привязывать его к конкретному вопросу.
Например, отвести на один вопрос 15 минут. После чего переходить к следующему. Так, за час получится просмотреть 4 вопроса, а за два — 8.Понятно, что это будет лишь поверхностное изучение, но зато большего числа вопросов. Допустим, что всего имеется 32 экзаменационных вопроса (их бывает и много больше) и ограниченное время для подготовки. И если тратить на изучение по 15 минут, то можно за 8 часов поверхностно просмотреть все билеты. За 16 часов внимательно просмотреть все билеты. За 24 часа закрепить материал. После того как пройдены все вопросы, а время еще осталось, надо снова вернуться к первому и все повторить.
Следующий вариант группировки — это сходные вопросы. Если внимательно посмотреть, почти наверняка можно увидеть, что есть вопросы из одной тематики— их надо группировать и учить вместе — так проще.
Лучше сначала учить самые сложные вопросы, оставив напоследок, те, которые, по мнению студента, он знает лучше. Обычно же, он все делает наоборот: повторяет то, что и так знает, и оттягивает сложные вопросы «на потом». В итоге, простые вопросы перемешиваются во что-то малопонятное, а на сложные уже не остается времени.
Очень помогает простейшая визуализация:надо нарисовать схему ответа на вопрос в виде древовидной таблицы, показав основные моменты и связи. Даты запоминаются лучше в виде простых числительных: не тысяча семьсот двадцать пятый год, а 1725.
Халява,приди!
Некоторые студенты, видя что все вопросы им не осилить, пытаются выучить лишь часть вопросов, полагаясь на везение. Есть даже популярные схемы разбивки. Допустим, все те же 32 экзаменационных вопроса разбиваются на четыре группы по 8 в каждой. Удивительно, но первый и последний вопрос практически никогда не выпадает.
Из этих 4 столбцов выбирают второй и предпоследний вопросы, а также средний вопрос, который будет среднеарифметическим по сумме двух предыдущих. То есть для первого столбца такими вопросами будут 2, 7 и 5.Именно 2+7=9/2=4.5 по правилам округления 5 округляется до большего десятка, то есть получаем 5.Хотелось бы чтобы и оценка за экзамен совпала с ней. Соответственно, для второго столбца 9 и 15 9+15=24/2=12 получаем вопросы 9, 12, 15.
Для двух столбцов будут вопросы 2, 5, 7, 9, 12, 15.Как видите, 16 вопросов сократились до 6, то есть уменьшились почти в три раза. Последние столбцы систематизируются сходно.
Что же, «халява, приди» работает? Если бы. Не всё так просто. Эта схема может сработать только при полной раскладке билетов, и только если в билете был один вопрос. Но их почти всегда два или больше и они заданы асимметрично (два последних столбца). Хотя бывают зачеты с одним-единственным вопросом.
И ещё. Как правило, не уверенный в своих знаниях студент оттягивает время экзамена как может; даже и на самом экзамене он прячется до последнего и… тем самым ухудшает свои шансы. Рассмотренное выше, то есть выпадение билетов определенным образом, возможно лишь для полного дома, если выражаться карточным языком. Но когда билетов на столе всё меньше,— уменьшается и возможность вытянуть нужный. Некоторая вероятность сохранялась, если бы билеты после каждого жребия перемешивали и снова раскладывали, что, конечно же, никто делать не будет.
Но, в любом случае,студенту, как ни парадоксально, надо тянуть билет как можно раньше, тем самым увеличивая свои шансы.
Главное — понять суть
Студентам подчас сложно подготовиться к экзаменам, потому что им кажется, что они ничего не знают. Что они не смогут запомнить всю эту информацию. Целые книги толстенные! Но для понимания вопроса важно понять саму суть. Именно понимание сути оценивает препод прежде всего. Это и следует выучить наизусть —суть (в одном-двух предложениях). За понимание сути вопроса препод гарантировано поставит удовлетворительную оценку. — Какую форму имеет наша планета?—Земля имеет форму шара». И всё. Можно слушать как гудят лампочки в тишине. А можно долго и увлеченно рассказывать, что Земля стоит на трех слонах.— И что же, наверное, средний слон покрупнее, раз ему приходиться выдерживать и большую нагрузку? — не выдерживает препод. — Да-да, покрупнее, — подтверждает ободренный студент, — он значительно крупнее остальных». Препод видит, что студент не знает сути, то есть, по сути, ничего не знает. Такой вот каламбур. Оценка за экзамен — неудовлетворительная.
Кстати. Если студент не ответил на первый вопрос, то нет смысла переходить ко второму (к следующим). Положительная оценка ставится за экзамен только, если студент ответил на все вопросы экзаменационного билета (получил оценку не ниже «удовлетворительно» за каждый вопрос). Если он не знает первого вопроса, но блестяще знает второй, — общая оценка за экзамен будет — «неудовлетворительно». — Идите учите. Будете пересдавать» — вот, что обычно слышит студент в таком случае.
Правильный настрой
Очень большим плюсом будет правильный настрой или мотивация. Студентам иногда так надоедает учеба, что любой экзамен представляется для них как какое-то очередное препятствие на пути к диплому, как какое-то ненужное затруднение. Нужно чтобы информация была хоть маленькую толику интересна, постараться хоть как-то связать ее с реальностью (это может пригодиться) и со своими ожиданиями от профессии (это может быть важным). Нельзя так легко предавать свою мечту.
Преподы. Они там что все гипнотизеры?
Боятся ли студенты преподавателей? И может ли непомерная экзаменационная нагрузка сломать незрелого студента, вбивающего в паблике вуза вопрос: Как отчислиться из универа? Наверное, может. Но преувеличивать ничего не стоит. Препод или авторитетен или его не любят. Были случаи падения в обморок на госах. Но почему? Как они задают вопросы, как напоминают, что за незакрытые вовремя сессии неминуемо отчисление. ОТЧИСЛЕНИЕ. — Да ладно. Наверное, это не напор, а единственная возможность побудить студента хоть что-то выучить? А какие у них еще средства? Да, как-то грозно смотрят, да, говорят чтобы были готовы. В эти секунды в их облике вся многолетняя непростая университетская карьера, всё уязвленное самолюбие. Ради чего всё это было, если «они совсем ничего не хотят знать»?
А что на самом деле?А на самом деле студент во время прогона задает вопрос. Препод отвечает и говорит, наверное, вы уже что-то знаете об этом из учебников и мы вскользь затрагивали. На что студент без малейшего колебания отвечает, что пока еще ничего не читал по курсу, но планирует заняться этим в ближайшие дни после работы. За шесть дней до экзамена! Университетских преподавателей смутить совсем не просто: и этот говорит единственно — Ну..».И всё. Только снимает, чтобы протереть, очки в толстенной оправе. Волнение выдает лишь, что он делает это не специальным платочком (который есть у всех очкариков), а отворотом рубашки. Значило ли это «Ну..»—Ну, ты даешь! или Ну, ты давай, хоть как-то подготовься» — никто так и не узнал. Самое интересное, что на экзамене этот препод, не моргнув глазом, поставил студенту оценку «отлично» за великолепный ответ на экзаменационный билет. Так что уверенность в себе никогда не помешает.