Как показали недавние социологические исследования 70% выпускников школ не знают куда поступать. Они не только не определились с выбором вуза, но даже и с самой профессией — другими словами, они просто не знают, кем хотят стать. Если не копать глубоко, то это можно назвать размытостью ориентиров, если же посмотреть глубже — беспомощностью.
В самом деле, разве им помогают с выбором будущей профессии? Ну да, конечно, проводят тестирование и дают какие-то рекомендации после него (почему-то родителям), но ситуация этим проясняется мало. В основном школьники сами что-то пытаются нащупать, понять для себя что им самим интересно. Проблема в том, что неинтересно практически всё.
Ещё бы, ведь сколько их сверстников быстро стали крутыми и издевательски фоткаются в «трех картинках» на фоне известных туристических мест. Я здесь вот — а ты? И одеваются круто. Прическа, жесты, увлечения — всё от них считается важным. Их, кажущийся легким успех, совершенно не располагает к мыслям о профессии, учебе и прочем.
Школьники ориентируются больше не на конкретную профессию, а на социальный статус или желаемое положение в обществе. Сначала визуально выбирается модель, как они хотели бы жить, потом под эту модель подбирается занятие — чем нужно заниматься по профессии, чтобы так жить. Исходя из этого формируются предпочтения о профессии — смутное и часто неправильное. В выборе направления обучения часто и вовсе отталкиваются от полученных баллов ЕГЭ и вуз подбирают также по этим критериям.
Подобрать вуз, разумеется, не так просто. Тут уже обращают внимание и на так называемые отзывы вузов ( абитуриенты искренне считают что их пишут студенты). И да, на рейтинги, куда без них. Рейтинги вообще спорно.
Хотя СМИ постоянно, c какой-то гордостью даже, рапортуют, что да, и в этом году пара-тройка десятков российских вузов попали (они так и пишут — попали) в очередной международный рейтинг вузов. И что? Разве студентам так важны эти пресловутые публикации? А качество этих публикаций, ведь оно тоже разное, так как существует градация научных журналов, о которой особо не распространяются.
Если уж действительно говорить о качестве образования, то, наверное, основными критериями успешного вуза будут качество преподавание и востребованность выпускников на рынке труда. Это главное: получить фундаментальные и исчерпывающие знания по специальности и работать по ней.
Тогда возьмем, к примеру, авторитетный международный рейтинг университетов, специализирующийся на предметном рейтинге — CWUR. В нем только 5 российских вузов. Пять! Признанный и бесспорный лидер — МГУ. По качеству преподавания он входит в первые 30 вузов мира (23 место)! Это общий сводный рейтинг по всем предметам составляется на основе личных достижений студентов вуза в межвузовских соревнованиях, — международных и национальных. МФТИ радует (22 место). Ещё один российский вуз в первой сотне — СПбГУ(81 место). В рейтинге также ТГУ и НГУ. И все.Что-то нет никакой ВШЭ вовсе. Да и всем остальным российским вузам не нашлось места в первой тысяче рейтинга.
А что с востребованностью выпускников? Тут перспективы довольно туманны. Государство косвенно признаёт, что способно трудоустроить только 15% выпускников вузов (по целевому контракту). Остальные крутятся в колесе образовательной машины не очень понятно зачем, где вместе с ними крутятся и немалые деньги, уходящие не очень понятно куда. .
У 55% работающих есть высшее образование. В советские времена оно было у 13% — и это считалось нормальным. Это к вопросу о количестве вузов в стране сообразно масштабу экономики.
В принципе высшее образование по своей сути готовит управленцев. Но нужны ведь и те, кем управлять — рабочие и служащие среднего звена. По специальности работу потом не найти, так как экономика не развита, а работать раскладчиком в магазине не позволяет гордость и привитые предубеждения.
Куда поступать
Ладно с этими рейтингами и этими перспективами трудоустройства. Пока в вузы можно будет так легко поступить — туда будут поступать. Всё лучше, чем слоняться без дела. Парни еще от армии косят. Девушки ищут новой жизни в столицах.
В самом деле, теоретические шансы сохраняются для 15 специальностей в 5 вузах. Средний балл по одному предмету во многие вузы всего-то на уровне 70 баллов.
Самыми востребованными направлениями у абитуриентов в приемную кампанию 2019/2020 гг., похоже, станут медицинские специальности и компьютерные технологии. Также популярна профессия юриста и экономическое направление. Кто бы сомневался.
Как поступить в вуз правильно
Итак, приёмная кампания в вузы официально начинается 20 июня. К этому моменту лучше определиться с вузами выбранной специальности. Всего их будет пять. Раз можно использовать такую возможность, почему-бы не подстраховаться. Это будет «вуз мечты» — именно тот, куда хочется поступить больше всего; еще один «очень хороший вуз» — даже трудно сказать, какой и лучше, и три «запасных аэродрома». С таким раскладом точно куда-нибудь удастся «приземлиться».
Почти все абитуриенты так делают; сначала идут подавать документы в «вуз мечты». На месте обнаруживается, что таких же поступающих там сотни, если не тысячи единовременно — все ведь хотят попасть в «вуз мечты».
Похожая картина и со вторым вузом в списке приоритетов. А что если сначала подать документы в запасные вузы — там вступительный ажиотаж точно меньше. К тому же можно поднабраться некоторого опыта в подаче документов и подготовится к главным вузам. Чтобы подать документы у абитуриентов есть немногим более месяца — до 26 июля, —дня, когда заканчивается прием документов на очную форму обучения.
Хотя (и это очень важно), срок приема документов на специальности, где потребуется проходить дополнительные вступительные испытания (ДВИ) ограничен 10 июля ( 7 июля заканчивается прием документов на направления с творческим конкурсом).
С 27 июля вузы начинают подсчет результатов вступительной кампании, которые публикуют на сайте вуза, обычно в разделе «Абитуриенту» — «Списки зачисленных». Не сразу в один день, а постепенно, по мере подсчета результатов — иногда на это уходит до 2 недель.
На самом деле почти все бюджетные места в топовых вузах разбирают олимпиадники и стобальники — все, кто оказался ниже них в заветных проходных списках идут в другие вузы.
Согласием на зачисление в конкретный вуз станет, сданный абитуриентом в приёмную комиссию, оригинал аттестата. Последняя дата приема аттестата 1 августа. После этой даты остается только ждать утвержденных списков.