Куда поступать? Как студенты выбирают вуз и что они думают о своем выборе впоследствии

Настойчивое желание поступить в вуз наблюдается у более 80% выпускников школ — свидетельствуют опросы. Ценность той или иной профессии и того или иного вуза подчас складывается несколько субъективно, под влиянием стереотипных факторов. Побуждение овладеть конкретной специальностью — почти всегда или собственный выбор или выбор родителей. Вопреки расхожему мнению, авторитет друзей тут не играет существенной роли.

Приоритетами же становятся фактическая возможность поступить куда-либо. Проходной балл является главным ориентиром по которому абитуриент подбирает вуз. Будущие студенты совершенно адекватно и точно оценивают свои способности и выбирают те специальности, где имеют лучшие результаты ЕГЭ.

Фактический адрес вуза или его местоположение имеет огромное, почти первостепенное значение. Ценятся крупные города, прежде всего Москва и Санкт-Петербург. Такое пристрастие легко объяснимо. Будущие студенты рассчитывают подрабатывать, а найти работу в крупных городах всегда легче. Наличие общежития —еще один приоритет, чтобы было где жить первое время. Если появляются деньги (от подработки), то место в общежитие обычно пересдают. Наличие военной кафедры. Многие из студентов-парней потому и идут в вуз и выбирают его в другом городе, чтобы не служить в армии. Но основным критерием при выборе вуза абитуриентом является его государственный статус, чтобы поступить на бюджет и не платить деньги за обучение. Качество преподавания — также важный фактор при выборе вуза.Здесь абитуриенты часто полагаются на рейтинги вузов и отзывы в интернете.

Осознанный выбор сделать подчас очень не просто. Когда студенты выбирают вуз в приоритете одни профессии, когда заканчивают — они уже не так актуальны. То есть найти работу по специальности становится не просто. По этой причине непонятным остается выбор таких специальностей как «Юриспруденция» и «Менеджмент». По ним сейчас самый высокий процент безработицы среди выпускников вузов. Если же исходить из критерия востребованности специальностей,то наибольшие шансы получить высокооплачиваемую работу у пилотов гражданской авиации и медицинских работников (в частности в стоматологии и хирургии). Некоторые профессии, например, историка или философа в их чистом виде возможны только в рамках академической карьеры в университете. Да и тогда, оплата труда оставляет желать лучшего, вернее большего.

Рейтинг же самых высокооплачиваемых профессий в мире сегодня выглядит примерно так:

Хирурги

Психиатры(что неудивительно)

Физиологи

Управленцы высшего звена(CEO)

Стоматологи

Нефтяники(специалисты по геологоразведке)

Ортодонты

Специалисты по анализу данных

Фармацевты

Как легко заметить, превалируют медицинские специальности.

Если студент планирует в будущем жить и работать за границей, то следует сразу учесть, что там пользуются спросом только российские программисты, математики, специалисты ядерной физики (и все что связано с преподаванием этих дисциплин).Также, но в гораздо меньшей степени, востребован медперсонал. Практически всем соискателям с российскими дипломами придется подтверждать уровень образования в соответствии с местными образовательными стандартами и требованиями. Исключением остаются, пожалуй, лишь программисты, которые подтверждают свои навыки выполнением конкретных тестовых заданий по программированию.

В России, как и в мире, также очень востребованы медицинские специальности. Легко находят работу по профилю стоматологи, ортодонты, медсестры, хирурги и ортопеды. Традиционно никаких проблем с трудоустройством не возникает у выпускников педагогических специальностей. Популярная в последнее время специальность «Государственное и муниципальное управление» подразумевают большой конкурс соискателей на должности. Нахождение же отличившихся молодых специалистов в так называемом «ближайшем управленческом резерве» может длиться и длиться.

Лукавые данные говорят, что чуть ли не 70% студентов работают по специальности после окончания вуза. Но откуда такая информация? Основная статистика приходит из опросных листов самих вузов; их заполняют перед дипломной сессией. За годы учебы у студентов развивается ужасающая способность выкручиваться любыми способами из всяких неудобных ситуаций. В графы о предполагаемом месте работы (по получаемой специальности) вписываются и прошедшие производственные практики и оставшиеся без ответа резюме.

Хотя ничто не мешает просто оставить эти поля пустыми, но студент находится под грузом написания диплома, защиты, отзывов и рекомендаций, в том числе, в магистратуру, так что, дабы составить о себе лучшее мнение, может смешивать возможное с действительным. Так получаются данные о 70% -ом уровне трудоустройства выпускников. Опросы же в интернете говорят, что строго по профилю специальности смогли получить работу 20-25% выпускников, еще около 10-15 % в смежных отраслях. Большая же часть (60%) не работает по специальности диплома вовсе.

И напоследок, о том, что студенты думают о правильности своего выбора ближе к концу обучения. Образовательный процесс, по мнению студентов, оказывается совершенно не таким, как представлялось до поступления: лекции скучные, действительно нужной и полезной информации, которую легко можно применить на практике, мало. Всё что угодно —только не по профилю. Такой общий отзыв о получаемых знаниях. Наибольших процент разочаровавшихся в менеджменте и дизайне. Больше всего удовлетворены своим выбором инженеры, архитекторы и переводчики.