Написание ВКР — последняя преграда для получение вожделенного диплома. Он ведь уже так близко, и все еще так далеко. Но сил заставить себя сесть за написание диплома нет никаких. Вечное «потом», «только не сегодня», «со следующей недели». Где взять мотивацию, как все же собраться?
Мотивация — половина успеха. А что может мотивировать к написанию диплома лучше, чем те возможные выгоды, которые студент получает после успешного выпуска. Он наконец-то сможет работать по любимой профессии и получать за это денежное вознаграждение. Сможет ли и по любимой ли? И за эти деньги?
Сейчас лучше не думать о плохом; только опыт покажет что к чему. Но чтобы опыт стал реальностью, диплом все-таки нужен.
И ведь написание диплома, может статься, — один-единственный раз в жизни. Не самое ведь плохое занятие, если подумать.
Написать диплом сходного качества может любой студент (или почти любой). Тут скорее вопрос — как быстро? Ведь дни и недели летят стремительно и времени все меньше.
Все эти изыски, что можно написать диплом за 2 дня, за 3 дня, за 1 неделю — все это интересно, но маловероятно. Минимальный срок — где-то полтора — два месяца. Хотя зависит от вуза и его требований: насколько они строгие. В основном придется бороться со временем, точнее, с его нехваткой.
Короче, хватит пустой болтовни — к делу.
Первое. Насколько тема диплома совпадает с темами курсовых работ?
По идее, она должна совпадать максимально близко. Два курсача — половина диплома. В некоторых вузах (это на их усмотрение) даже курсовые работы проверяют на плагиат. Но если студент их нигде не публиковал, то, понятное дело, совпадений в дипломе быть не может.
Второе. Какой объем ВКР задан вузом? Если, например, минимум 60 страниц основного текста, то это должны быть примерно две одинаковые части: теоретическая или ГЛАВА 1 (30 листов) и практическая или ГЛАВА 2 (также 30 листов). Главы содержат подглавы 1.1; 2.1; 2.1.2 и т. д.
Теоретическую часть писать легче, потому что доступно больше референтного материала, поэтому лучше сделать соотношение не ровным, а, например, 60/40 в ее сторону.
Преположим, что ВВЕДЕНИЕ уже написано. Обычно оно пишется, когда работа над основной частью закончена.
Times New Roman 14 кегль выставлен — что дальше?
Ладно. Вначале листа лучше написать тему диплома, чтобы не забыть ее и не отклоняться от сути (такое встречается довольно часто). Допустим,так:
Параметры повышения энергоэффетивности котельных установок, на примере парового котла ТГМП-344СО
ГЛАВА 1.
Далее делаем отступ в половину страницы и сразу пишем:
БИБЛИОГРАФИЯ
Под это слово студент будет заносить источники реферирования. Прямо здесь, а не где-то еще. Сэкономит уйму времени.
Смотрите, цель дипломной работы — постановка тезисов-гипотез (от трех до пяти) и проведение исследования, чтобы их защитить. Во многих вузах допускается доказывание одной—единственной основной гипотезы.
Именно для такой защиты нужны авторитетные источники цитирования (заимствования). По научному это называется теорико-методологическая база ВКР. Основная суть теоретической части — показать историю вопроса. Как было раньше и какие предпосылки привели к тому что есть теперь. Надо показать все этапы становления, выявить противоречия (оппонирующие тезисы), показать как они были преодолены. То есть провести теорико-эмпирический анализ. В основном, эмпирическая база опирается на контент-анализ ( анализ текста) и/или практически опыты — лабораторные исследования.
Итак, теоретические источники. Для дипломных работ, по преимуществу, это будут книги и электронные ресурсы сети Интернет. Хорошо, что есть репринты, то есть электронные копии книг. Крупнейшие российские библиотеки предоставляют электронный доступ к каталогам (доступ возможен после регистрации). Можно пользоваться также ресурсами Российской государственной библиотеки (РГУ), Библиотеки Российской Академии наук, Российской книжной палаты (РКП), где есть обязательный экземпляр любой книги, изданной в стране. Также есть электронные каталоги крупных городских библиотек и библиотек ведущих университетов.
Самой крупной российской электронной библиотекой является eLIBRARY.RU.
RSCI — это русскоязычный сегмент реферативной базы научных публикаций Scopus, – там тоже можно поискать.
Также можно обратить внимание на различные архивы по теме исследования.
Все это, конечно, прекрасно, но нам-то надо побыстрее.
Для упрощения вопроса и экономии времени можно обращаться к рекомендованной литературе, которую дают сами преподы (она есть или на подсайте кафедры или в профайлах конкретных преподов, в нашем случае, научных руководителей диплома).
Также очень может помочь Википедия со своими ссылками на источники.
История вопроса нужна, чтобы показать значимые факты и этапы становления, на основе авторитетного мнения (ключевых событий и персон). Авторитетное мнение выражается в виде цитат (тех самых заимствований) — вокруг них студент пишет основной текст.
Фактически это реферирование с выделением информации, подтверждающей тезисы. Или же студент идет от противного (пользуясь математической терминологией), оппонируя к неверным, с его точки зрения, доводам. Суть сводится к доказательству тезиса посредством суммы положений.
В данном случае, основной тезис исследования будет таким: определенные типы паровых котлов обладают лучшей эффективностью (то есть показывают больший номинальный КПД); именно этот тезис должен быть подтвержден в практической части, на примере конкретного функционирующего агрегата ( ТГМП-344СО ).
Очень важное замечание! Как и тему диплома, тезисы лучше предварительно согласовать с научником. Если задано неверное направление, то есть тезисы изначально являются недоказуемыми, примерно через страниц 15 текста студент зайдет в тупик. Но ведь это же только гипотеза и причем здесь сразу научник?
Как бы объяснить, если студент выбрал именно этого преподавателя научным руководителем, то логично прислушиваться к его мнению и опыту. Он обычно не ставит под сомнение новизну темы, но вот то, что студент сможет собрать необходимый теоретический материал — вот это вопрос.
Поэтому, хотя бы на данном этапе, лучше от него не «бегать» и переслать тезисы. Он наверняка попросит прислать предполагаемый список референтных источников. Отправьте ему список рекомендованной кафедрой литературы и его собственный — для начала этого будет достаточно. Доказуемые тезисы сэкономят вам еще уйму времени.
Теперь сам текст. Несколько страниц текста можно суммировать промежуточными выводами: «Таким образом, изучив принципы работы газомазутных котлов, можно сделать вывод об их существенном отличии от…»
Авторов заимствований отмечают различными способами, например: «по мысли Андреева Е.В.; как считает Андреев Е.В.; В монограмме Андреева Е.В. ( ее название) имеются положение/выводы о том, что…»
Себя же автор диплома упоминает только в первом лице множественного числа соответствующего наклонения (мы, нам, нас).
Если в теоретической части студент описывает историю развития энергетики, технического перехода от первых паровых котлов к газотурбинным установкам, то в практической части (ГЛАВЕ II) он подробно описывает сам газомазутный котел конкретной серии, с выделением узлов, которые влияют на повышение эффективности. Тут допустимы такие конструкции: «в полном соответствии со сказанным в ГЛАВЕ1 о специфике конструкции горелок …» или «это наглядно иллюстрирует доводы Андреева Е.В…» и подобные.
Другими словами, практическая часть должна наглядно (описательно) подтвердить доводы, разработанные в теоретической части и, конечно же, сам тезис исследования.