Неправильная квалификация

—Я не должна была становиться магистром. Теперь это всего лишь одна строчка в моём резюме. Всего одна строчка длинною в два долгих года и столько бессонных ночей, переживаний, тревог. Зачем? Да, я отучилась четыре с половиной года в университете. Хотя вся программа легко могла бы уместиться в три года. Потом еще два в магистратуре. В общей сложности, учитывая подготовительные занятия к школе, на образование я потратила почти 20 лет своей жизни. 20 лет! Вся моя жизнь до этого момента была сплошным образованием. Я к чему-то всё время готовилась. Гуманитарные науки — какое огромное обобщение, не правда ли? Я гуманитарий. Это кто я?Человек, знающий спряжение латинских глаголов: и что теперь мне с этим делать? Ну, ладно, ладно; все эти сентиментальные провалы в себя — вряд ли это то, что мне сейчас нужно. Побольше конкретики! Что теперь делать? Понятно, что никакая математическая карьера мне не светит и всё так или иначе связанное с математикой тоже (банковская сфера еще не знает кого потеряла), но вот карьера исследователя кино и медиа индустрии. Звучит не плохо. Хотя не только мне это интересно — в предварительном списке уже 100 фамилий на 12 мест. Ладно. Но всё же странно сейчас вспоминать всю ту агитацию деканата, что, поступая в магистратуру вы добьётесь профессиональной глубины и погрузитесь в свою профессию предметно. У меня были вопросы уже тогда, после бакалавриата, смутные подозрения: что именно я буду делать и как смогу применить свои знания? Ладно. Ведь я на самом деле погрузилась. То куда я погрузилась была не более чем пыль книжных полок, и то лишь потому, что я ответственно отношусь к тому, что делаю ( компьютеры ведь никуда не исчезли вдруг). Вы будете подготовлены к реальной трудовой деятельности, чтобы сразу влиться в современные бизнес- процессы. Интересно, знает ли бизнес-сообщество об этом? Скорее я поверю,что заключу трудовой договор с Министерством магии в Гарри Поттере. Образование — движение к будущему,— так, кажется, звучал слоган университетской рекламки. Если честно, то с ним что-то не так: нет осмысленного предиката. Будущее не самоцель. Вот Движение к будущей карьере — уже лучше. Ладно. Хватит умничать. Но, по правде сказать, движения мне сейчас действительно не достаёт. Мое движение осталось в университете. Бесконечные часы просиживания перед компьютером: поиск предложений о работе и рассылка резюме. Может это заговор, о котором я не знаю? Что если все работодатели сговорились промеж собой не отвечать на резюме? С них станется. Почему никого не интересует что я уже сделала, а только то, чем занимаюсь сейчас? Как- будто все эти годы учебы совсем не важны. В любом случае, что ни говори, а я стала креативным классом — белым воротничком, хотя терпеть не могу этот цвет. Теперь я должна много думать, решая поставленные боссами задачи. Возможно, я сама бы смогла стать боссом. В любом случае,— я офисный работник, и речи нет о том, чтобы работать на износ, подобно тем миллионам китайцев. Мы придумываем — они воплощают. Такое мировоззрение было в моей голове, — ведь это мировоззрение креативного класса, то, ради чего мы поступаем в университет. Но на самом деле мы больше не можем конкурировать с ними: более низкие цены они предлагали всегда, но сейчас они догоняют нас и в технологиях. Что реально у меня сейчас? Со своим гуманитарным образованием я оказалась на огромной «вилке» ОТ и ДО, где границы полученных знаний размыты. Я подготовлена к чему то неконкретному. О! Разумеется, у меня достаточен уровень подготовки, чтобы легко освоить новые навыки, —нам всегда это твердили. Снова учиться, так получается? Что и говорить, если в министерстве хотят приравнять фармацевтику к гуманитарным дисциплинам. Проблема в том,что там тоже большая безработица, ведь мы экспортируем не более 10% процентов произведенной фарм.продукции, а наш рынок  не такой уж большой.
Теперь я пытаюсь найти работу и ничего не выходит. Зачем всё это было, где я ошиблась и в чем? В том, что выбрала не ту специальность — неправильную квалификацию?».

Моника не может найти работу по специальности уже год с момента окончания университета как и 47 процентов выпускников гуманитарных специальностей столичных вузов Дании.

Согласно официальным данным в 2016 году в столичном регионе Дании было выпущено 26494 специалиста. Хотя всего десять лет назад в 2006 году эта цифра составляла 12829 человек.Из этих 26 с половиной тысяч 11000 — выпускники гуманитарных направлений, в частности, социального профиля. В красивой легенде говорится, что всем этим молодым гуманитариям суждено дружно влиться в преуспевающий креативный класс: разрабатывать и руководить производственными процессами, создавая рабочие места для таких же молодых и энергичных, как они сами. Но в таком случае поначалу вряд ли можно рассчитывать на серьезные деньги. Этот рынок очень конкурентный и постоянная борьба за выживание заставляет искать все новые способы снижение издержек, и разумеется, в первую очередь это сказывается на реальном уровне зарплат. На практике есть всего лишь небольшой процент мест в Копенгагенском, других крупных университетах, которые могут сразу предложить вакансии на позиции исследователей; что-то разумеется предлагает госсектор, но большая часть этих выпускников, наверняка, будет долго искать работу по профилю, кто-то и вовсе станет безработным. В конце концов рынок победит, и им придется как-то приспосабливаться к его реалиям. И если повезет, то в результате скорее всего получится всего лишь не вполне профессиональная занятость в техническом секторе.
—В Дании создан превосходный аграрный сектор,— говорит Нильс Блусберг, владелец крупного тепличного хозяйства,—но мы элементарно не можем найти технических специалистов, чтобы содержать его. Креативный класс не очень тянется работать в теплицах. Вроде как они не на это учились. Но у нас реально работающая бизнес модель с отлаженными схемами производства и сбыта. Поэтому мы вынуждены приглашать рабочих из-за границы. Разумеется, при таком подходе происходит общее снижение уровня заработной платы в отрасли. Я их понимаю: после стольких лет учебы они не могут найти для себя работы по профилю, это очень психологически угнетает. Они также сталкиваются с безработицей, как и неквалифициронные рабочие. Получается, что в современных условиях высшее образование совершенно ничего не гарантирует».

———

Спасибо Монике, Нильсу и Хильде.