Значительная часть образовательного процесса, возможно, будет проходить в режиме онлайн-обучения. То есть, записанные преподавателями вузов онлайн-лекции, студенты смогут осваивать дистанционно, после выполняя необходимые тесты.
Суть возможных нововведений сводится к изменению правил аккредитации вузов.Предлагается трёхуровневая модель аккредитации. Все вузы в стране разбивают на три группы, в соответствии с типом выдаваемой аккредитации. Базовую аккредитацию получат вузы, которые смогут готовить студентов только по программам бакалавриата. Продвинутая будет выдаваться вузам для подготовки по программам бакалавриата и магистратуры. Выдаваться такая аккредитация будет только вузам прошедшим независимую экспертизу. Ну, а чтобы готовить аспирантов, то есть смену профессорско-преподавательскому составу, необходимо будет получить аккредитацию ведущего вуза. Тут уже не обойтись без международного аудита и присутствия вуза в международных рейтингах.
Также предполагается, что впоследствии вузы с базовой аккредитацией большинство своих лекций будут вести в онлайн-режиме, причем, лекции эти должны быть подготовлены преподавателями ведущего вуза (до 70%). Очное общение преподавателей и студентов будет сводится к семинарам.
Считается, что рейтинги действительно важный критерий для представления вуза в научной среде и для выбора вуза студентом, в том числе иностранцами,и поэтому, желательно значительно улучшить позиции вузов в международно признанных рейтингах, таких как QS и THE. В числе прочего, для этого необходимы научные публикации в ведущих научных журналах, в Scopus, например. При переходе на онлайн-обучение у преподавателей будет несравнимо больше времени на написание таких работ.
Зачем это делается?
Возможной причиной всех этих преобразований может быть и так называемая стратегия оптимизации расходов, цель которой — сэкономить деньги. Ведь, если преподаватель ведет курс онлайн-лекций, то общее его количество лекций, несомненно, сокращается, его трудозатраты на чтение лекций также сокращаются. Соответственно, можно сократить и размер оплаты ( например, изменив ставку). Оплачиваются не только часы самих лекций,но и часы подготовки к ним. А ведь существует и такой тип вознаграждения, как авторский гонорар. Он платится единожды. По аналогии, скажем, с газетными публикациями, когда он выплачивается авторам. После чего все права на публикацию принадлежат газете, не зависимо от того, сколько человек прочитают эту публикацию — 100 или 100000. То же может быть применимо и к видеоконтенту и, в частности, к онлайн-лекциям.
Численность ППС при этом может быть сокращена. За последние семь лет она сократилась с 360 тыс. до 200 тыс. человек. Предполагается, что ведущие вузы с соответствующей аккредитацией будут поставлять большую часть видеолекций для вузов с базовой аккредитацией. Тогда чем будут заниматься преподаватели последних?Должно быть, исключительно наукой. Ах, наука!
Теперь об инфраструктуре вузов или, проще говоря, зданиях. Если большую часть образовательного процесса будут составлять онлайн-лекции,то и студентов в университетских корпусах должно поубавиться. Не будет надобности содержать такое множество зданий. Скажем, у СПбГУ порядка 350(!) собственных зданий (за университетом закреплены права оперативного управления) общей площадью свыше 800 тыс. кв. м. и почти 470 га. земель (в бессрочном пользовании). Многие из них расположены в историческом центре Санкт-Петербурга. В случае оптимизации инфраструктуры эти здания «за ненадобностью» можно сначала, отторгнув от университета, передать Городу, а впоследствии, выставить на торги.
Лейтмотивом анонсированного переезда СПбГУ в Гатчину была именно оптимизация имущественного фонда университета (студентам неудобно добираться на лекции в разные концы города, лучше чтобы всё находилось компактно в одном кампусе и т.п.). Тогда, кстати, совершенно не скрывали, что большая часть освободившихся зданий в черте исторической застройки будет продана или использована под коммерческие нужды. Это ведь практически готовые отели и бизнес-центры!
Стоимость обучения. Разные формы обучения стоят по-разному. В 2017 году в России получали высшее образование 4.225 миллиона студентов. Из них 1.73 миллиона по заочной форме (40.7%). Заочное обучение популярно у студентов не только более низким проходным баллом, но и значительно более низкой стоимостью, иногда в 3,4 раза ниже, чем на очном. Дистанционное не популярно, но стоимость там еще ниже, чем на заочном. Дипломы на всех формах обучения выдаются установленного образца ( форма обучения в них указывается). При переходе преимущественно на онлайн-обучение ( по сути, дистанционное), что будет со стоимостью при поступлении вне бюджета на очные программы бакалавриата? Она уменьшится соразмерно нормативам трудозатрат на одного студента? Это вряд ли.
Преподавателям, несомненно, будет труднее готовить онлайн-лекции. Преподавание, в сущности, — вид творчества. И даже в преподавании дискретной математики без творчества не обойтись. Во время лекций преподаватели, помимо основного материала, многое рассказывают от себя, вспоминают случаи из своей практики (если есть что вспоминать),довольно часто обсуждают со студентами сходные с тематикой преподавания вопросы из повседневной жизни (и даже не сходные). Читать лекции только перед студентами в живую — это одно; говорить под запись онлайн — совсем другое. Здесь преподаватели будут скованы формальными рамками подачи необходимого материала, и ни о каком живом общении и дискурсе говорить уже не придётся.
Студентка, которая поступила на дистанционное обучения в известный петербургский технический вуз, как-то «плакалась в жилетку». Она немного не дотянула по балам и была вынуждена поступить на платное. Денег ей тогда хватило только на дистанционное. И вот, она, молодая и красивая, в свои 19 лет, самостоятельно осваивает программу. Одна! Ни тебе университетских друзей, ни радости общения со сверстниками. Лучшие годы жизни — годы проведенные в университете. Какое там! Обрекая себя на какое-то добровольное затворничество, она всё же мечтала получить диплом и работать по любимой специальности, но тех материалов, которые выдавали (доступ к УМК, онлайн-трансляциям и тестам) ей категорически не хватало. — Я боюсь, что завалю экзамен. — Но почему?— Я многое не понимаю и пыталась спрашивать у преподавателя, но он отвечает как-то односложно, я еще больше запутываюсь. Потом у нас всего 3 консультативные лекции c преподавателем и всё — потом экзамен. Тех, кто приходит[студентов] я вообще не знаю, совсем ни с кем не познакомилась. Я очень боюсь, что завалю экзамены и меня отчислят».
Что с этого студентам?
Что хорошего студентам. Можно не ходить на лекции. Лекции можно слушать где угодно, даже в метро. Если что—то не понял, можно перемотать и прослушать снова. Для закрепления материала можно сразу решать тесты и сразу(!) узнать результаты и свой уровень. Много свободного времени для отдыха и работы.
Что плохого. Всё описано выше. Даже некому будет сказать «Погнали!» после пары. Не будет университетских друзей. Не будет полноценной университетской жизни. Первый год университета — это практически бесконечное веселье. Студенты осваивают близлежащие кафе и активно изучают ассортимент предлагаемых напитков. Тщетно пытаются преподаватели как-то приструнить их — они слишком молоды и беспечны, чтобы слушать эти догмы. И еще горды собой, что смогли поступить. Их просто-таки распирает от своей важности.
А ведь может статься. Первого сентября во время торжественного сбора первокурсников, когда ректор произносит из года в год одну и ту же заготовленную речь (её, видимо, придется немного переписать).Что-то вроде: — Мы рады, что вы стали одними из нас! В добрый путь,дорогие первокурсники! Cтавьте перед собой самые амбициозные цели.. дерзайте,… К новым знаниям, к новым свершениях — и в конце: — По домам, за компы!». Не очень как-то.
И ещё. Те, кто думает, что в зарубежных вузах онлайн-обучение главенствует— ошибается. Многочисленные видеолекции, которые создали основу известных платформ онлайн-обучения, составлены из видеозаписей обычных лекций, снятых в обычных аудиториях, что называется, поверх голов. Они в принципе отличаются от студийных лекций( в интерьере), представляемых российскими преподавателями.