Статистика приема в вузы последних лет показывает, что не менее 40 процентов поступающих выбирают заочную форму обучения.
Борьба за заочное образование или с заочным образованием продолжается вот уже несколько лет. Но заметное усиление давления наблюдается в последние года два. Так специальности «Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» уже исключены для приема с 1 сентября 2016 года. Мотивировки сводятся к неполноценности такого образования и его не высокого качества. Нет полноценной возможности проведения лабораторных работ, и вообще, — практическая часть обучения страдает. Но, наверное, есть и другая причина — денежная.
Почему заочное интересно вузу?
Для вуза стоимость обучения заочника примерно равна одной десятой стоимости обучения(норматива затрат) на студента очной формы обучения. При этом сам студент вне бюджета ( а бюджетных мест на заочном только около 5%) платит в два-три раза больше этой суммы. С очной формой стоимость различается подчас уже в 3-4.5 раза. То есть заочное обучение вузам выгодно, но не Минобрнауки.
Здесь чистая арифметика. Предполагается, что стоимость обучения на очно-заочной форме (возможно, ее полностью переименуют в вечернюю, чтобы избежать досужих разговоров и ассоциаций) будет не ниже 80-100 тысяч рублей в год. Сейчас заочное начинается в региональных вузах c сумм даже меньше 30000 рублей в год, а в столичных в основном с 50000 рублей. Видно, что прибыльность при таком переходе увеличивается в два раза минимум.
Загвоздка в том, что на технических специальностях абитуриенты пока не готовы платить столько, как, скажем, за почему-то престижную «Юриспруденцию».
Кто поступает на заочное?
Почему так много людей делают такой, на первый взгляд, рискованный выбор? Наверное, причин тому несколько. Во—первых, на заочное легче поступить, так как конкурс традиционно меньше, проходной балл ниже. Второе — стоимость заочного обучения вне бюджета значительно меньше. В—третьих — заочное оставляет свободным намного больше времени и его, как правило, заполняет работа.
Большинство поступающих в вузы — иногородние. В Санкт-Петербурге их 75-76.5%. И это поступающих на очную форму обучения. На заочной их, возможно, ещё больше. Осознанный выбор поступить на заочное они делают подчас с единственной целью: учиться и работать. Несложно понять, что у большинства абитуриентов нет солидной финансовой поддержки от родителей. Все равно почти все приезжие подрабатывают. И чтобы не вылететь из университета за прогулы или не сданные вовремя зачеты, можно сразу подстраховаться, поступая на заочное.
Кто «за», кто «против»?
Преподаватели в основном поддержат эти изменения, потому как для них это дополнительные ставки и дополнительная оплата. О том, что это будут еще и дополнительные часы и дополнительная нагрузка к и без того не маленькой, никто пока не говорит. Как все это отразится на качестве образования?
Для студентов сразу виден заметный проигрыш в денежном выражении. Но и это не самое главное. Нивелируется весь смысл приоритета заочного — свободное время для работы.
Вечерняя форма подразумевает посещение минимум трех лекционных дней в неделю. Как смогут студенты после работы еще и ходить на лекции? Если оставить за скобками Москву и Петербург, куда приезд учиться,— лишь повод для переезда,то в региональных вузах на заочном учатся в основном те, кто не живет в городе( обычно областном центре), а только приезжают туда на сессии.
Одно дело приехать на две недели (некоторые вообще умудряются приезжать только в дни сдачи экзаменов), и другое дело — посещать лекции круглогодично. Как они будут справляться? Получается, что в таком случае надо будет насовсем перебираться в город, где находится вуз.
Куда пойдут учиться студенты, если не будет заочного?
Предполагается, что студенты, не поступив на заочную, будут тяготеть к очной форме обучения. Но с чего вдруг? Часть из заочников может не захотеть поступать в вузы и вообще не получать высшее образование, а выберет средне-специальное( у многих к тому времени оно уже есть), где учиться иногда меньше трех лет и при выпуске есть востребованная рабочая специальность.
Так останется заочное или нет?
В приемной кампании 2018/2019 гг. набор на заочную форму обучения осуществляется. Например, в Санкт-Петербургском государственном институте культуры обучение на заочном стоит от 56400 рублей/учебный год бакалавриата специальность «Культурология». ЛЭТИ : «Биотехнические системы и технологии» заочная 64000 рублей/год. Так что набор идет.
Пока что всё сводится к слухам, а на практике происходит сокращение заочных программ в конкретных вузах. Не так-то просто сразу отменить набор на почти половину мест в вузах. Но общий тренд, по-видимому, задан.
Если студент уже поступил на заочное, а потом его отменят( в конкретном вузе или по всей стране)?
Его доучат. Нового набора уже не будет, но тех, кто уже обучается — выпустят.