—Если там не будет пилота, то я не полечу.Почему? Не знаю, а если что то пойдет не так, кто будет исправлять ситуацию, —говорит тридцатилетняя Джессика из английского Рочестера.
— Нет, слишком страшно. Мы ведь летим на большой высоте и самолет не поезд, который если что можно обесточить. Он ведь должен как-то приземлиться, —рассуждает сорокадвухлетняя Рейчел.
—Нет никаких проблем, что тут страшного,— говорит двадцатиоднолетняя Мерлин, — весь транспорт в будущем будет без водителя: и машины и поезда(такие, кстати, уже есть), и да,самолеты,— они не исключения.
—Пока общество не готово к таким нововведениям,—считает сотрудник крупного швейцарского банка. Большинство из нескольких тысяч опрошенных нами, сказали, что они, вероятно, откажутся от полета на беспилотном самолете. Молодые люди,впрочем, более спокойно относятся к таким перспективам, чем старшее поколение. Хотя экономия для перевозчиков была бы колоссальная. По нашим расчетам для английских авиакомпаний она могла бы составить порядка 35 млрд долларов в год. Сейчас сумма расходов на зарплаты пилотов( их около 20000) составляет порядка 31 млрд долларов в год, еще 3 миллиарда уходит на их обучение, плюс миллиард экономии от повышения эффективности экономичности полета при полностью беспилотном рейсе. Для пассажиров скидка на билет будет не столь существенной — где-то около 10%. Хотя переход на полностью беспилотные рейсы дело еще очень не близкого будущего. Сейчас люди совершенно не готовы к таким полетам,даже с учетом возможности сэкономить. Скорее всего, переход будет осуществляться постепенно:c применением схемы сокращенного экипажа—только с одним пилотом. Уже сейчас на коммерческих рейсах не три пилота, как было раньше, а только два. Возможно, придется довольно длительное время — лет 10-20 использовать схему с одним пилотом, прежде чем станет возможным полностью перейти на беспилотные полеты. Они поначалу, разумеется, будут без пассажиров —это будут грузовые рейсы. Потом по мере обкатки технологий практика распространится и на пассажирские рейсы. Но, чтобы такие полеты стали реальностью, необходимы огромные инвестиции. Эти технологии еще очень «молодые» и все вышли из технологий создания дронов. Система безопасности должна быть полностью автономной».
Авиакомпании уверяют, что именно безопасность как раз и может существенно повыситься из-за внедрения беспилотных самолетов. Что же касается страхов, то по их мнению, они преувеличены:никого же особо не беспокоит, что после взлета,набора высоты и выхода на заданный курс, управление передаётся автопилоту, который автоматически прокладывает себе маршрут, а командир корабля только контролирует работу приборов,пока не придет время заходить на посадку. Причем, если технологии беспилотных полетов будут внедрены, то и диспетчерские центры управлениями полетами в аэропортах в их привычном представлении уйдут в прошлое. Электроника и автоматика полностью заменит людей: роботам понятнее общаться с роботами. Уже сейчас в лондонском аэропорту строится 50 метровая диспетчерская вышка, оборудованная видеокамерами наблюдения очень высокой четкости, которые способные видеть на расстояние в 80 миль вокруг. Такие видеокамеры могут работать при любом освещении и в любую погоду. Система ведет самолет и фокусирует его изображение для диспетчера. Она фиксирует снижающийся самолет и идентифицирует его по бортовому номеру, что вкупе с позывными и радио контактом с летчиками дает диспетчеру дополнительную верификацию снижающегося борта. Эта технология дополнительной реальности, разрабатываемая шведской компанией SAAB. Уже сейчас подобная аппаратура применяется в двух аэропортах Швеции и в одном английском.
Первый успешный полностью автономный беспилотный полет на дальние расстояния совершил самолет-прототип авиастроительной компании Airbus. Полет прошел 18 июля 2017 года на полигоне Оверберг в ЮАР.
Он длился свыше 7 минут и был полностью запрограммирован. Полетная программа была успешно выполнена. Проект SAGITTA был начат Airbus в 2010 году в сотрудничестве с ведущими немецкими техническими университетами Мюнхена, Хемница и Ингольдштадта. Прототип самолета имеет размах крыльев 3 метра, максимальная грузоподъемность 150 килограмм, а фюзеляж выполнен из композитных материалов.