Поступить в хороший вуз

 

Поступление в вуз — задача сегодня не простая. Что отличает хороший вуз?По каким критериям его следует выбирать? Вот лишь несколько из них.

Возможно, первое, что необходимо при выборе вуза — это, собственно, определиться со специальностью. Как правило, абитуриенты, или совсем не представляют будущую профессию, или имеют о ней неверное представление. Тогда можно посмотреть программу курса и те дисциплины, которые придется изучать. Посмотреть предложенную литературу по курсу. Может оказаться, что это вовсе не то, о чем мечтает абитуриент.

Подчас специализированные вузы, где изучается лишь несколько сходных специальностей, могут конкурировать с крупнейшими университетами страны. Например, абитуриенты, которые хотят посвятить себя писательской деятельности или литературному редактированию стараются поступить в Литературный институт им. А. М. Горького. Или совсем небольшой вуз Российская экономическая школа (РЭШ) хорошо известен своими выпускниками в банковской среде.

Зачастую решающим фактором при выборе вуза для абитуриента становится проходной балл. На экономические факультеты топовых вузов попадают лишь немногие — в основном победители всевозможных математических олимпиад и пр. Проходной балл почти везде не ниже 81-94 баллов за 1 предмет.

Студенты же ориентируются только на проходной балл — и это может оказаться ошибкой. Прельщаться низким проходным баллом стоит не всегда.

Нет никакой гарантии, что чисто технический вуз, открыв специальность, скажем, «Менеджмент» или «Связи с общественности», через пару лет не закроет ее, лишившись государственной аккредитации( когда отзывают аккредитации по конкретному направлению специальности). Без аккредитации вуз не может проводить выпускных экзаменов и студенты рискуют остаться вообще без дипломов. К тому же, обучение в непрофильных вузах на популярных специальностях почти всегда платное.

Всё же лучше пробовать поступать на выбранную специальность в топовые вузы.Топовые вузы — лидеры по праву.Если нет возможности поступить туда на бюджет, то стоит помнить: за отличную успеваемость можно со временем перевестись на бюджет (хотя там целый ряд условий).

Отзывы о вузе

Есть рейтинги вузов по качеству преподавания от экспертных организаций. Есть,— основанные на отзывах студентов или результатах опросов в интернете, где основным индикатором является количественный фактор (большее число проголосовавших за вуз).Или это письменное мнение. Последние два — довольно субъективны, потому как сложно проверить их подлинность, нет методики подсчета. Отзывы в два-три слова, без подписи — это не отзывы — это пиар или антипиар.

Самые достоверные отзывы — только от своих друзей или знакомых, которые уже учатся в данном вузе.

К слову сказать, критерием хорошего вуза является его открытость. От будущего студента не должны ничего скрывать — вся информация представлена на сайте. Отношение в приемных комиссиях  многое может сказать о вузе. Там ведь сидят обычно те же преподаватели, иногда и вовсе замдеканы. Можно почувствовать атмосферу, понять стиль общения. Как отнесутся к любознательному (надоедливому) студенту,на все ли вопросы исчерпывающе ответят, не сорвутся ли?

Хороший вуз — это качественное преподавание

Профессорско-преподавательский состав — наверное, главная составляющая любого вуза. Именно они во многом и дают студенту те знания, с которыми он выпускается.

Хорошо бы, чтобы экономику, к примеру, читали люди в прошлом или настоящем занимавшие должности в торговых и финансовых институтах и знающие своё дело не понаслышке, на личном опыте повидавшее многое и умеющие об этом рассказать. Преподаватели-практики многих в отрасли знают лично. Это тоже важно.

Критерием высококлассного преподавателя является способность просто и сжато объяснять даже самый сложный материал. Опыт осмысления десятков и сотен научных трудов суметь рассказать в половине тетрадного конспекта, и рассказать так, чтобы студент мог легко использовать эти знания в рабочем процессе.

Кстати. Несколько лет назад наблюдалась массовая переквалификация преподавателей, в основном c филологических дисциплин на более востребованные тогда «Менеджмент» или «Мировая экономика», к примеру. В результате вузы получили большое число преподавателей, читающих лекции строго по учебному плану — всё равно как пересказывают учебник, или чертят какие-то схемы на доске — один в один как в учебнике. При этом в экономических отраслях они никогда и нигде не работали. Это действительно смущает. Оказалось, что любой дополнительный вопрос студента (по предмету, конечно) вне рамок учебника может их явно сконфузить.

В хорошем вузе — нет проблем с практикой

Хороший вуз отличают устоявшиеся связи с профильными организациями. И это не абстрактные слова, а совершенно конкретный список предприятий и организаций по каждой специальности с которыми у вуза заключены договоры на прохождение производственных практик и стажировок студентами. Он оформляется отдельным документом и должен быть представлен на сайте института. Практика во многом снимает вопрос опыта работы, а также и сама может стать местом будущего трудоустройства.

Наличие собственных общежитий

Не секрет что большая часть нынешних абитуриентов — приезжие. Они не всегда поступают в региональные образовательные центры, а едут учиться в Москву или Санкт-Петербург. Это объясняется и высокими рейтингами вузов в этих городах и возможность дальнейшего трудоустройства, да и найти работу во время учебы, наверное, легче. К тому же вчерашние школьники торопятся побыстрее уехать от родителей и начать самостоятельную жизнь. Так что общежития важны. И в них может быть не так уж плохо, даже весело. И хорошо бы, чтобы столовые в вузе были. Иногда студент голоден так, что чего только ни съешь.