Количество мест на программы магистратуры в 2019/2020 учебном году в соответствии с приказом Минобрнауки будет почти на 38% меньше, чем годом ранее, сократившись с 208 до 129 тыс. бюджетных мест.
Хотя на бумаге существуют множество совершенно самостоятельных программ магистратуры, на практике это, как правило, всего лишь слегка утяжеленный вариант специалитета, загнанный в двухгодичные рамки. Очень не хочется употреблять слово «профанация», но всё же… У студента может сложиться отчётливое ощущение, что преподаватели не очень знают, что им делать со студентами все эти два года. Похоже, что, по существу, весь их объем знаний исчерпывается где-то к началу-середине третьего курса. Потом начинается повторение одного и того же, которое однако же принято называть «закреплением пройденного». Четвертый курс и вовсе может стать бессмысленной болтовнёй. Ситуацию хотя бы отчасти спасает долгожданная дипломная работа, которая в некоторых вузах, по сути, начинается уже с сентября. Но это бакалавриат.
А что же современная российская магистратура? Правда, совсем не сразу удаётся уловить разницу с уже пройденными курсами. Те же преподы. Почти те же предметы. Не зная что ещё предложить и не придумав ничего лучше, на кафедрах к уже пройденным курсам просто подставляют слова «Философия» или, в крайнем случае, «Методология». Так получается такие магистерские дисциплины как «Философия социологии», «Философия искусства», «Философия культуры», «Философия межкультурной коммуникации».
Во втором случае это будет «Методология психологического исследования», «Методология социологических исследований» и подобные.
Помимо, собственно, главного — написания магистерской диссертации, в остальном магистратура представляет из себя немногочисленные лекции, немного усложненные малопонятными терминами и довольно скучными и однотипными семинарами для галочки. Сплошное разочарование. Такое ненужное времяпровождения, пожалуй, тяготит и студентов да и самих преподов. Почему-то считается, что магистратура это практически полностью самостоятельная работа (под руководством преподавателя). Вроде как, ставится сверхзадача: «научить студента самостоятельному критическому мышлению, самостоятельному анализу и выводу и пр.» — везде рефреном звучит — самостоятельно.
Может поэтому преподы стараются видеться с магистрантами как можно реже.— Увидимся на следующей неделе Подумайте над поставленными проблемами самостоятельно. Хотелось бы видеть несколько вариантов решения…».
Хотя с таким положением дел особо никто и не спорит. Почти все студенты вынуждены работать уже с 3 курса и часто просят, а иногда так и просто ставят свои условия в плане посещаемости лекций. Иначе им бы просто пришлось бросить университет. И преподы, по преимуществу, легко идут на это; хотя и с показным неудовольствием, но втайне они, возможно, даже рады, что так легко избавляются от малопонятных им часов. В итоге лекции сильно сокращаются или вовсе отменяются.— Друзья, наши лекции в понедельник переносятся … точная дата будет сообщена дополнительно.».
Может это есть наследие советской системы образования, где было четкое понимание целей и задачей аспирантуры. В отличии от полного непонимания сути магистратуры. К аспирантам относятся всё-таки по-другому. В них видят реальную смену ППС, а магистратура это как какая-то навязанная сверху промежуточная ступень — ещё ни о чем не говорит и ничего не значит. Об этом косвенно свидетельствуют и скромные, хотя в данном случае, возможно, оптимальные, 15000 бюджетных мест, выделенных на программы аспирантуры.
И магистерская диссертация и, тем более, кандидатская — отнюдь не простая и писать её приходиться по большей части самому, опираясь лишь на незначительную помощь научного руководителя. Времени ни на что другое, кроме работы и этой диссертации, просто не остаётся. И было бы ради чего терпеть эти два года!
А зачем вообще поступают в магистратуру?
Иначе. Нужна ли магистратура в принципе? Кто поступает в магистратуру? Здесь мы по преимуществу встретимся с двумя основными категориями: «карьеристами» и «случайными». Первые — желают всеми правдами и неправдами зацепиться в университете, остаться на кафедре преподавать. Желание в какой-то мере объяснимое, не такими уж маленькими, как об этом принято говорить, окладами — в ином случае там бы никого не было. Но за последние несколько лет штатная численность ППС сократилась почти вдвое и, в свете последних инициатив с введением онлайн-образования и определением полутора сотен опорных вузов, к которым могут присоединяться все остальные, возможно, будет и дальше сокращаться. Так что, перспективы академической карьеры в России сейчас совсем не ясны.
Вторая же часть магистрантов, как следует из их названия, может сложиться и вовсе случайным образом. В самом деле, за 17 дней до окончания приемной кампании напротив 5 мест в магистратуру значатся лишь две фамилии. И препод, случайно встретив на улице своего студента, как-то очень по доброму, даже ласково, спрашивает, не хочет ли он прийти на кафедру — посмотреть презентации магистерских программ. Потом он скажет, что считает (и что это лично его мнение) у студента остался нераскрытый потенциал и ему следует продолжать образование и поступать в магистратуру.
И тут вместо того, чтобы сказать твердо: — Спасибо большое, но у меня другие планы. И вообще, мне дорого мое время», — студент может начать колебаться. Разные мысли лезут в голову. Ещё два года быть студентом. Ещё два года отсрочки от армии. Ещё два года можно жить в общаге. Еще два года получать стипендию. А может там всё не так уж и плохо? Ведь о магистратуре практически ничего не известно. Какая—то вторая ступень чего-то там. Какие-то ещё более углубленные знания по выбранному направлению…».
Бывают и совсем простые варианты. —А Вы разве не поступаете в магистратуру? — вдруг спрашивает студента научный руководитель. — А мы на Вас уже рассчитываем, — вторит ему завкафедрой. — Так. Вот значит как — взяли в оборот. Студент на такое сразу не знает что и ответить, тем более, что он сейчас пишет диплом и находится, так сказать, в несколько зависимом положении и от расположения научного руководителя и от мнения завкафедрой немного тоже. Ведь ещё надо нормально защититься…
Но магистратура совершенно не входила в его планы. — Что значит они на меня рассчитывают? Значит ли это, что и я могу рассчитывать на них? Но какой смысл? Разве что, остаться на кафедре и сделаться каким-нибудь старшим преподавателем и в перспективе пойти дальше. В любом другом случае, магистратура в России не имеет особого смысла. Надо будет посмотреть в словаре, что значит «подобострастие». Да. И синонимы. Они, видите ли, рассчитывают, надо же». А реально ли на что-либо рассчитывать студенту-магистранту? Это вряд ли. Стоит лишь посмотреть на тех, кто уж дослужился на этой кафедре до звания доцента и всё сразу станет ясно.
Итак, из 7 штатных преподавателей — трое профессоров,один старший преподаватель, и три доцента. Три оставшихся места для внештатников-почасовиков. Старший преподаватель — по совместительству замдекана. Тут, как говорится, комментарии излишни. Ну, а молодые доценты? Первое — они все выпускники кафедры; без этого вообще не обойтись — пришлых не любят нигде. Двое из них, папенькин сынок и дочка — за них похлопотали. Родители их, как принято говорить, — люди нужные, имеющих некий вес в профессии, занимают должности: всех знают, всё знают. Как было не принять. Тут надо думать о возможных последствия, обидах, ведь кафедра молодая становящаяся — выбора у завкафедрой тогда особого не было. Хотя оба, мягко говоря, не тянут.
С третьим, однако, в плане профпригодности все в порядке — он в ранней молодости получил, как потом пишут в резюме «бесценную», практику (год-полтора) в каком-то Центре инициатив или что-то вроде, был под непосредственным руководством людей, которых и сейчас можно видеть по телевизору, в аналитических программах. Апломба у него хватит на пол-университета. Такой нужен, опять же, для связей, чтобы малозаметная поначалу кафедра волшебным образом выигрывала все возможные гранты, а через несколько лет смогла вырасти в полноценный факультет.
Как видите, всё нужные люди,—все на своих местах. Куда же тут вклиниться какому-то там магистранту без всякой протекции? И главный вопрос — зачем?