Сами всё узнаем: вуз без преподавателей

 

Ecole 42 — французский вуз, где нет зачетов и экзаменов в их традиционном понимании, обязательных часов лекций, cеминаров и презентаций для галочки, но главное — в нем нет преподавателей, ни одного. Вуз готовит программистов мирового уровня, лучших из которых потом «как горячие пирожки» расхватывают ведущие IT- компании мира.

Вот что говорит о своем детище — Ecole 42, его основатель Ксавьер Ниэль:— Я работаю программистом уже 20 лет. И на протяжении 20 лет — главная проблема индустрии — как привлечь талантов, как найти разработчиков по всему миру. Сегодня французская образовательная система не работает. Она застряла между бесплатными университетами, которые не поспевают за запросами работодателей, и очень дорогими частными вузами, выпускники которых несомненно более востребованы. Последние вузы, увы, оставляют за бортом большее число молодых талантов, даже гениев, наверное, которым просто надо было дать возможность развиваться. Вот почему, мы принимаем всех, абсолютно всех, и абсолютно бесплатно».

Насчет бесплатного приема не поспоришь —это совершенно верно, но вот, что берут всех без разбору — это как сказать.

В титульных спонсорах вуза значатся такие всем известные международные компании как IBM, Societe Generale. Финансирование этими гигантами бизнеса частного вуза преследует целью создать плацдарм для вывода Франции в число стран-лидеров цифрового мира. По данным Digital Evolution Index Франция занимает 20 место в мире по этому показателю. Россия так и вовсе— 39 из 60.

У французов есть расхожая поговорка, которую они вставляют к месту и не к месту — «Это надо любить». В данном случае любить надо код. Полюби кодить. Там на профессиональном сленге называется то, чем придется заниматься: создавать код компьютерных программ и приложений. Любовь — во многом страсть, именно эту страстность к программированию и придется продемонстрировать кандидатам при отборе в школу.

Так, в ходе последней приемной кампании из изначальных 64000 претендентов почти сразу отсеялись 2/3.У них были не лады с логикой. А в этом случае делать в математике и программировании совсем нечего. Помнится, как университетский логик любил озадачить первокурсников простыми вопросами вроде: «Погода испортилась — на улице пошел снег. Продолжите дальше…». Любой вариант кроме «Время года зима» считался ошибкой. Так что, если хочешь кодить, логику нужно понимать.

Итак, 20 тысячам, оставшимся в строю после первого отсева, предлагали выполнить некоторые простые задания по программированию — по их результатам отбирали 3000 лучших. Но и из должна была остаться лишь 1000 — ровно столько может вместить вуз. И даже после этого от 5 до 15% поступивших вынуждены уйти из-за слабой подготовки и недостаточной мотивации.

Как видите, право называть себя начинающим программистом ещё придется заслужить. Те, кто сумел пройти, начинают играть в своеобразные игры на выживание, где поиск еды, ясное дело, трансформируется в нечто другое — в поиск информации. Постоянно чувствовать себя голодным, может быть даже растерянным, пребывать в неизвестности — это нелегкое испытание. Но дело того стоит — 80% студентов находят работу ешё во время учебы, после окончания полного курса (через пять лет) трудоустраиваются все.

Но как же функционирует вуз, в котором нет ни одного преподателя? Ок. Начнем с основы, а именно со здания — хоть Ecole 42 и готовит программистов, так сказать, работников сферы виртуального пространства,здание у вуза самое что ни на есть настоящее — ультра современного дизайна из стекла и бетона, строительство которого обошлось в немаленькую сумму — $57 миллионов. Его трудно не заметить в доме 96 по бульвару Бессире в Париже.

Три совершенно одинаковых этажа, на каждом, насколько хватает взгляда, столы с компьютерами известной американской фирмы. Есть дополнительные аудитории, комнаты отдыха, столовая и спортзал. График посещения свободный.

Это столовая. На нижнем фото устроено что-то вроде спальни, вообще-то это часть спортзала.

Процесс обучения построен на базисе погружения в проекты. Всего за время обучения необходимо освоить 21 модуль. В школе их называют —  игровые модули. Эти модули разработаны «Высшим разумом», а конкретно, —шестью высококлассными программистами — соратниками основателя школы.

Несмотря на кажущуюся свободу, учебный процесс подчинен очень жесткому распорядку: рано утром в 8:42 на компьютерах студентов появляется текст нового задания. Для того чтобы завершить проект у них есть только 48 часов. Днем в школе народу немного — активность начинается ближе к ночи, когда одновременно за компьютерами можно видеть 300-400 студентов.

Но как это конкретно работает? Студентам даются очень ограниченные вводные и предлагается задача. Затем они должны сами доделать все остальное. Задачи строятся на исправлении так называемых «ляпов», то есть неправильных и неработающих проектов, надо всё исправить, чтобы проект можно было использовать. Пятиминутное обучающее видео и вперед — начинай уже кодить!

Все компьютеры соединены конфигурацией peer-to-peer, где каждый имеет возможность что-то предложить группе. Если же общее мнение ни к чему не привело, то есть возможность обратиться к «Высшему разуму», который, впрочем, дает лишь незначительные подсказки к решению.

Если же коллективная работа и тогда не привела к правильному решению, а время вышло, то выдается новое задание и всё приходится начинать сначала — хитрить студентам тут очень не просто.

Через месяц такого обучения студент должен быть в состоянии создать простейшие игры на языке программирования С+, что-то вроде Судоку или Змейки. Освоил это — молодец; можно переходить на следующий модуль. Кому-то для освоения всей программы хватает полутора лет,а кто-то едва справляется за 5. Но дело того стоит.

Оклады выпускников составляют 12000-15000 евро в год — не слишком много,однако же, обольщаться не приходится, но для начала вполне хватит, и это ведь не безработица.

Хотя их американские сверстники с аналогичным уровнем подготовки зарабатывают до $110000 уже в первый год после выпуска.