Абитуриентов, точно знающих, куда они хотят поступать, на самом деле, довольно мало. Вузы же не стараются предоставить объективные данные о специальности, ограничиваясь лишь набором общих рекламных фраз. Поэтому подчас даже чужое мнение может стать стимулом к определению своего выбора и своей специальности.
По данным Министерства просвещения РФ, проводившего опрос в социальной сети «Вконтакте» среди более чем 5000 выпускников школ 2018 года, о том, на какие специальности они собираются поступать,были получены следующие данные.
Науки об обществе выбрали 22.3% абитуриентов — это юридические, экономические специальности, журналисты, социологи, политологи и др.
Второе место заняли инженерные специальности (машиностроение,промышленная электроника, энергетика, судостроение) — 15.6%.
Математика и естественные науки заинтересовали 15.5% будущих студентов (механики, администраторы информационных систем и др.).
Гуманитарные науки выбирают 11% абитуриентов.
10.9% набрала медицина.
7.8% — педагогика.
А вот, нарасхват трудоустраивающимися специалистами в сельском хозяйстве, — захотели стать менее 2%.
Вот уже который год в приоритете у абитуриентов профессии не прикладного характера. Сугубо гуманитарные и социальные дисциплины — снова набирают своих слушателей. Ни разговоры о сложности трудоустройства по этим специальностям, ни о слабой подготовке по ним, уже не успевающей за новым реалиями времени, похоже, не смущают студентов.
Объяснение такого положения, возможно, в том, что студенты, по-видимому, вообще перестали рассматривать высшее образование как профессиональную подготовку к трудовой деятельности, а лишь, как необходимый и вынужденный инструмент социализации, надеясь как-то отыскать потом себе местечко в огромной системе гос. служащих и социальных работников.
На 369 000 бюджетных мест в бакалавриате и специалитете и еще зачем-то 145000 в магистратуре в приемную кампанию 2018/2019гг. претендовало 640000 выпускников школ,получивших аттестат в этом году. Общий конкурс по количеству поданных заявлений увеличился на 11.2% по сравнению с прошлым годом,число поданных заявлений от иностранных граждан на 17%. Так что спрос на высшее образование сохраняется стабильно высоким.
И хотя технические специальности вкупе с математическими в сумме набирают только 30% , определенный тренд всё же заметен — высшее техническое образование по популярности у абитуриентов догоняет гуманитарное.
Кстати. Возросший спрос на технические специальности можно отчасти объяснить отнюдь не изменившимися приоритетами абитуриентов в отношении выбираемых специальностей, а относительной легкостью поступления на некоторые из них исходя из набранных баллов. Например, средний проходной балл на машиностроение — 60, на металлургию 55 баллов. Их совершенно невозможно сравнивать с более чем восьмидесяти балльными экономикой, юриспруденцией и журналистикой.
Однако. Последний российский автомобильный двигатель был создан лет 20 назад. Преподы и сами смотрят на прототип нового двигателя в выставочной витрине как на нечто немыслимое. А макеты энергетических установок! Так их скоро, похоже, можно будет передавать в музей древностей. И так ведь много где.
Высшее образование, видимо, становится самодостаточной отраслью ( благодаря бюджетному финансированию) со своим регламентом и финансовыми показателями, все более отстраняясь от современных потребностей рынка труда по подготовке квалифицированных кадров.
Парадокс российского образования в том, что оно, по преимуществу, готовит специалистов в никуда — для пустого рынка труда, сильно монополизированного и не конкурентного в мировом масштабе. Получил диплом — и иди куда хочешь,попробуй теперь найти работу.
Хотя в Германии, к примеру, подготовку специалистов в вузах по большинству технических специальностей поддерживают профильные предприятия по системе квотирования рабочих мест и подготовки кадров. То есть, предприятие формирует вузу социальный заказ: подготовить необходимого им специалиста с конкретными навыками. Целых два семестра из семи ( даже не восьми ) в бакалавриате полностью отданы стажировкам на предприятиях. Если практикант хорошо себя зарекомендовал там, то он почти гарантировано и начнет на этом предприятии свою трудовую деятельность после выпуска. Отсюда и результаты —неослабевающее год от года желание немецких абитуриентов поступать на технические специальности и работать в тяжелой промышленности страны. Готовить же абстрактных инженеров и не менее абстрактных гуманитариев — идея для немцев,похоже,весьма странная.