Беседую с шведским культурологом Магнусом Кемпе.
—80-е? Это было время озлобленных индивидуалистов с крайне радикальными взглядами. Ты или с нами или против нас. Все вливались в какие-то группы или группировки, формировали свою субкультурность.—Ты говоришь о молодых людях?—Не только. Хотя, конечно, молодежь была в заводилах. Молодежь позиционировала себя агрессивной (она и вела себя соответственно) не принимающей и не признающей устои общества стороной. Они это они.—Но ведь в то время Швеция была довольно благополучной страной?—Она и сейчас такой остается. Да она была благополучной,это благополучие в какой мере и сыграло на руку неформалам: у них уже все было,не надо было за это бороться. Они не находили выхода своей энергии. —С жиру бесились?—Что-то вроде этого.—Но откуда всё этого взялось? То есть я бы хотел понять, как становятся неформалами?—Начнем с того, что, как я сказал, у них все было.У них уже были квартиры, обстановка квартир, домашние электроприборы, холодильники, полные еды, и родители, которые гарантировано до 16:30 на работе. Еще появились видеомагнитофоны Betamax от Sony и первые японские пользовательские компактные видеокамеры. Молодые люди собирались вместе на квартире у кого-то чтобы смотреть записи концертов, американские фильмы, тусоваться. В Швеции в то время царил культ музыки: все бредили музыкой. Космический, неправдоподобный, головокружительный …Еще эпитеты знаешь?—Грандиозный.—Да, пускай будет грандиозный. Грандиозный успех ABBA. Ведь они покорили весь мир. Их музыка была повсюду, в каждом доме по всему миру. А Herreys победили на Евровидении.—Наверное, это было замечательно.— Успех ABBA породил время женских поп-групп.—А до этого их не было?— До ABBA не было.—Но ведь это не совсем женская группа?—Смешанный квартет. Но солистки там женщины — Агнета и Анни-Фрид.Сразу после появились Анки Баггер, Кики Даниельссон, Пернилла Вальгрен, Тон Норум. —Совсем про них не слышал.—Правда? Но они были явлением. Очень известными…Вот почему все стали интересоваться музыкой, особенно молодежь. Возникли поддерживающие форматы: журналы о современной, прежде всего, поп-музыке. Устраивались открытые концерты, фестивали, Евровидение стало супер популярным…—А потом? —А потом вся эта, поначалу в основном поп-музыка, начала преобразовываться в отдельные направления, появились свои течения, в том числе многочисленные неформальные (этакая философия протеста):хиппи, панки, рейв, несколько позже — техно.—Я с трудом могу себе представить, как молодые люди, посмотрев видео концерта, вдруг стали неформалами.—Они смотрели не только любительские записи концертов, но и профессиональные танцевальные клипы. Повторяли движения. Им хотелось быть такими же, как те крутые ребята в клипах. Копировали движения, cтиль одежды из клипов. Cтали популярны джинсы. Levi’s 501 был культовым. Появились Walkman от Sony — первые переносные стерео проигрыватели.Ходить с Wolkman было круто.—Что-то мне это напоминает.—Да, и так стал появляться определенный look (жарг.— то как человек выглядит, его стиль одежды — ред.) отдельных субкультурных сообществ. И производители одежды сразу взяли молодежь в оборот.—Что значит взяли в оборот?— Стали делать одежду для молодежи, зарабатывать на них.—Но разве они и раньше не делали молодежную одежду?— Да, конечно, делали. Но не такую. Они делали такую, знаешь,обезличенную, что-ли, одежду: вот рубашка для парня,а это платье для девушки—сложно перепутать(смеёмся). Ничего особенного. Одежду для разных полов стали продавать в единых секциях. Такое раньше нельзя было себе представить. В супермаркетах был отдельный этаж для мужской одежды, отдельный — для женской. Теперь подростковая одежда в одном помещении и у них общие примерочные! Немыслимо! Проблема СПИДа стала актуальной.—У вас была такая проблема?—Да. Все только об этом и говорили. А потом производители начали потворствовать всем вкусам молодой аудитории, узнавать их желания, более того, они активно сами стали формировать тенденции и стиль.—Еще ведь, кажется, были скейтеры?—Да.Они вообще вылились в отдельный пласт, дав начало спортивной моде и всему направлению экстремальных видов спорта.—Понятно. А как бы ты охарактеризовал это время?Какое оно было?— Это была эпоха перемен:падение Берлинской стены, развал социалистического лагеря,развал СССР.Ты должен был что-то слышать об этом?—Да, я знаю,знаю.—То что раньше казалось невозможным, незыблемым—свершалось, подвергалось пересмотру. Хотя в целом общество становилось все более аполитичным. Особенно молодежь. Они сознательно огораживались от политики.—А как это выражалось конкретно?—Понимаешь, у нас в Швеции если ты сторонник какой -либо партии или взглядов, то принято активно об этом заявлять. Например, важно какую газету ты читаешь.—Серьезно?— Да, очень важно.—Ты сказал взглядов?—Да.—Вот что это такое?—В основном в шведском социуме сложились два мировоззрения: социалисты или традиционалисты — приверженцы доктрины умеренности и равенства, и так называемые капиталисты, которые пытаются выйти за эти рамки и стараются зарабатывать деньги и жить по принципам американского капитализма. И вот, представь себе, на традиционный вопрос: какую газету он читает, молодой человек пожимал плечами и говорил—Газету?? Я слушаю kiss или Мне плевать на политику, я слушаю Майкла Джексона»— Да. Круто.— Кстати, эти капиталисты они ведь, те самые будущие фрилансеры.—Угу…Конечно.—И еще у нас появились зеленые.—Зеленые как движение?—Конечно. Много обсуждалось, какой должна быть экономика, и может ли быть экономика экологичной. После взрыва в Чернобыле у нас был референдум по ядерной энергетике. Люди всерьёз озаботились экологией. Отказывались пользоваться лаком для волос потому что в нем был фреон.— Серьёзно?—Да.Появились защитники животных, веганы —во всем было что-то новое: новые взгляды на жизнь вокруг в самых разных проявления.—И наверное они искали единомышленников?—Разумеется. Корни для сплочения по интересам в социальных сетях формировались в конце 80-х.—Интересно. А что дальше?—Дальше?Дальше наступил экономический кризис.—В Швеции? А когда именно?.—В самом начале 90-х, сразу после развала СССР…»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: