Cтуденты МГУ добиваются перерасчёта оплаты из-за вынужденного дистанционного обучения

 

Более двадцати студентов, обучающихся в МГУ на контрактной основе, потребовали от вуза пересчитать стоимость оплаты за обучение и значительно снизить её из-за перехода вуза на полностью дистанционный формат обучения.

Решение осуществлять образовательную деятельность в дистанционном формате в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации с коронавирусом было принято в Минобрнауки. Согласно его распоряжению все вузы Москвы и Санкт-Петербурга переходят на дистанционное обучение с 13 ноября 2020 г. по 6 февраля 2021 года. То есть стало почти очевидно, что зимняя сессия пройдет в дистанционном режиме.

МГУ так и вовсе начал учебный год со смешанного формата (очный и дистанционный ) в соответствии с приказом ректора МГУ № 802 от 21.08.2020.

Стоимость обучения в МГУ в 2020/2021 году, согласно данным сайта приёмной комиссии, от 240 тыс. до 570 тыс. рублей за 1 учебный год. Примерно 20% студентов учатся в МГУ на платной основе.

Видя такую ситуацию и пока не видя ей конца, часть студентов-контрактников МГУ вполне резонно посчитала, что переплачивает, потому как поступали они на очное, а не на дистанционное, и решили добиваться финансового возмещения. Сейчас они готовятся подать исковое заявление в суд.

Но начали действовать с письма к ректору, которое осталось без ответа. Почти сразу на change.org была размещена петиция: «За снижение стоимости обучения для студентов-контрактников МГУ на время пандемии!», которую уже подписали 22608 студентов. В ней студенты отмечают, что из-за перехода на дистанционный формат качество преподавания ухудшилось, а образовательные услуги не оказываются в полном объёме. Из-за сложной экономической ситуации в стране финансовое положение многих студентов ухудшилось и они не в состоянии платить полную сумму за обучение. Поэтому они просят произвести частичный возврат средств за весенний семестр и предоставить скидку [ по оплате за обучение – ред.] за осенний семестр, а также снизить оплату за проживание [в общежитиях]. В юридическом обосновании к петиции (они и это приписали) студенты ссылаются на «Закон о защите прав потребителей», где Пункт 9.2. предполагает возможность разрешения споров путем заключения дополнительных соглашений к Договору (здесь Договор на оказание образовательных услуг).

Снижение качества обучения студенты обосновывают плохим техническим обеспечением, когда сервер не выдерживает лекций с большим количеством слушателей, пропадает звук и скачет видео. Иногда из-за проблем на серверах лекции просто отменяют. Ещё студенты отмечают, что преподаватели не были готовы вести лекции в онлайн-режиме и не всегда разбираются в его технических аспектах.

Занятия, кстати, проходят на базе государственной образовательной платформы «Университет без границ», к которой подключился МГУ.

Вуз официально прислал отписку, что дистанционная форма обучения — есть разновидность очной формы, другими словами, отказался признавать требования студентов. Конкретно в МГУ как раз не было набора ни дистанционного, ни заочного (причем последнего уже довольно давно). Так что по стоимости сравнить тут не с чем.

Хотя до всей этой истории с пандемией в некоторых вузах существовал отдельный набор на дистанционную форму обучения. И стоимость, надо сказать, была в разы меньше очного.Тогда, значит, эти формы обучения были неравнозначны, а теперь стали чуть-ли не одни одним и тем же. Сам такой формат как таковой был, к слову, крайне непопулярным.

В Минобрнауки от спора дистанцировались, сказав, что решение о перерасчете платы за обучение принимает вуз, а не ведомство.

Вот такие дела. Неприятно, что во всей этой истории рефреном снова звучит слово «деньги». Почти как во всех государственных отраслях; теперь дошла очередь и до бюджета вуза — крупнейшего и, надо думать, всё еще лучшего в стране. Но только не для этих студентов, на все лады склоняющих пресловутое «качество обучения» и теперь открыто с этим не согласных. На реноме вуза в глазах будущих абитуриентов вся эта ситуация конечно может сказаться.

Что же до готовящегося искового заявления, то МГУ почемуто упирает на то, что студенты должны доказать, что качество обучения действительно снизилось, а вовсе не на то, что реально изменён формат обучения.

Доказать снижения качества обучения как такового будет очень непросто. Возможно есть смысл в скрупулёзном подсчете количества лекций и их продолжительности — в онлайн-режиме их не может быть меньше очного ни на один час. Формализму можно противопоставлять ещё больший формализм. Иногда это срабатывает.