Учиться во Франции: сразу 5 отличий

 

Уехать учиться во Францию — мечта многих российских студентов и неплохо бы заранее знать чего ожидать, с чем придётся столкнуться и в чём основные отличия французской системы высшего образования от российской.

Первое, что становится сразу очевидно, это то, что французы начисто саботируют бакалавриат как таковой, несомненно предпочитая ему специалитет. Нигде это, впрочем, явно не заявлено: Франция официально признаёт Болонский процесс с двухуровневой градацией — бакалавриат, магистратура первой и второй ступени, и далее аспирантура и докторантура. Но по факту, по крайней мере в бакалавриате, студент будет учиться на «дубовом» специалитете, с ограниченным набором сугубо профильных дисциплин строго по выбранной специальности. Никакого там полного «прогона» по всем кафедрам факультета, и даже смежным, не будет. То есть действительно не будет.

Видимо, считается, что так студенты привыкают, если не сказать смиряются, со своей специальностью и начинают её скрупулезно изучать — отсюда в конце концов и знания. А то ведь как в российском вузе: уже ко второму курсу студент нет-нет да и начнет сомневаться в правильности своего выбора, станет считать, что он был неосознанным и спонтанным, что есть специальности и поинтереснее, где перспективы трудоустройства лучше, а зарплаты намного выше. Такие сомнения в конечном счете могут и вовсе привести к тому, что студенту его предмет становится безразличен и даже ненавистен — он практически перестает им заниматься, едва-едва сдавая сессии.

Во Франции в этом плане всё намного проще. Даже если студент поступил на инженерную специальность, но его почему-то вместо изучения цветов побежалости и расчета сопромата необъяснимо влечет, например, к «Феноменологии духа», то он может записаться вольным слушателем на любой курс в любом публичном университете Франции — и, пожалуйста, слушать лекции еще и по философии Гегеля (к экзаменам вольных слушателей не допускают). Для приобщения к философским мыслям великих достаточно сделать регистрационную запись перед началом соответствующего курса, приложив данные действующего студенческого ID (такой кусочек пластика).

Если в российских вузах курсы на смежных кафедрах факультета составляют до 50%, то во французских всего где-то от 5 до 15%%, то есть в среднем — 10%.

Меньшая в этой градации цифра относится к так называемым малым университетам, вроде ENS. Оставляя за скобками эти высшие учебные заведения, которые в основном специализируются на подготовке профессорско-преподавательского состава, можно с уверенностью сказать, что университеты во Франции — это действительно УНИВЕРСИТЕТЫ. С большим количеством направлений подготовки, огромными кампусами и десятками тысяч студентов.

Уж никто не скажет, что статус университета был получен за просто так — путем создания единственного, непрофильного подчас, дополнительного факультета. Но независимо от размера, качество образования любого французского университета на очень высоком уровне. Достигается это совокупностью многих факторов.

Одним из которых, для многих россиян неожиданным, становится постоянный контроль уровня понимания студентом читаемого учебного материала. Совершенно обычная практика — контрольные работы в виде реферата после 2-3 лекций. Такое реферирование будет частью самостоятельной работы (учитываются часы), но в отличие от российских вузов, почти все работы студент пишет в аудиториях. Если студент не сдал работу или не смог прийти на самостоятельную, то ее можно сдать в ближайшее время — со следующей работой.

Ассистент профессора сродни российскому старшему преподавателю. Он как-бы связующее звено между лектором и студентом; в российских вузах такого совсем нет. Он тот, кого профессор готовит себе на смену. И, разумеется, досконально знает весь теоретический базис лектора и сам активно участвует в разрабатываемой им проблематике.

Сами лекторы только читают лекции, в процессе которых им можно задавать аргументированные вопросы. На неподготовленный вопрос могут и не ответить. Если лектор оставил свою электронную почту (что почти всегда случается), то можно спрашивать и там. Иногда организовываются даже целые дискуссионные чаты. Если студент будет интересен лектору, то он и в дальнейшем будет инициировать дискуссии и по другим темам — это считается вполне принятым.

За оговоренные выше рефераты оценки не ставятся. Здесь основная задача проверить насколько правильно студент понимает смысл лекционного материала. Прямо в тексте спорные места обводятся маркером, на полях делаются пометки: — Нет, это не так…. И не только, а…, — и тут же:— Посмотрите книга такая -то, страница такая-то, абзац такой-то…». Да-да. Книги придётся не то чтобы читать, а знать практически наизусть. Благо французские преподы обычно дают немного: для одного курса 10 15 книг и статей. Но ещё раз — их надо знать.

Наверное именно поэтому во французских вузах нет смысла списывать и никто даже не пытается. Как же это будет-то? В течении всего курса студент сдавал отличные рефераты, показывал превосходное понимание предмета, а экзамен провалил? Или наоборот, экзамен отличный, а вот с рефератами едва справлялся? За экзамен 19, а несколько последних контрольных тянут баллов на 7. И это ведь не проходной балл. Если случится, и студента уличат в списывании, то это однозначно мгновенное отчисление с кодом. Код — специальная запись в книге учета студентов, где ведутся все регистрационные записи. С кодом за плагиат ему никогда не светит восстановиться. Никогда!

Кстати, абсолютно все работы во французских вузах пишутся только от руки, включая диплом. До сих пор в большом ходу черновики, когда студенты переписывает с них набело свои каракули, чтобы препод мог хоть что-то разобрать.

Сдача экзаменов во французских вузах тоже отличается от подобной процедуры в российских. Во-первых, принимают экзамены всегда не те люди, которые читают предмет— всегда другие. Во-вторых, чтобы избежать каких-либо недоразумений и недопонимания, ответы на вопросы студент полностью пишет от руки на листочках. Потом можно или просто их сдать и выйти или же сесть рядом с принимающим(и) экзамен и зачитать с них текст и затем выйти (листочки надо будет оставить).

И напоследок, несколько слов об инфраструктуре французских университетов. Она разительно отличается от многих российских. Очень много сделано для комфортного обучения: дружелюбная, даже можно сказать расслабляющая, атмосфера; огромные современные кампусы, где нет проблем с компьютерами, уже подключенными, разумеется, к широкоформатному интернету; свободный доступ к библиотекам (можно самим брать книги в зал и сидеть хоть до закрытия), прекрасно оборудованные комнаты для занятий. Студенты могут бесплатно пользоваться всей обширной инфраструктурой университета, включая бассейны и спортивные залы.

Много студенческих клубов и сообществ, где всё время заполнено разнообразными интересными событиями. Эта как-бы вторая жизнь в университете помимо учебы.

Столовые, правда, платные, как и общежития, но последние почти всегда на территории кампуса и знать наизусть расписание автобусов и (о ужас!) электричек точно не придётся.