Высшее образование или курсы от корпораций: что будет востребовано больше?

 

New collars (новые воротнички) теснят выпускников вузов на рынке труда.

На совсем недавно завершившемся Давосском экономическом форуме глава IBM Вирджиния Рометти заявила буквально следующее: «Технологии меняют мир так быстро, что тратить время на учебу в университете становится бессмысленно.»

Несколько лет назад IBM организовала корпоративные школы по программированию и машинному обучению P-TECH. Учеба там длится совсем не меньше, чем в традиционных высших учебных заведениях — от 4 до 6 лет (конкретнее, — есть программы в 4, 5 и 6 лет). Но вот вопрос с востребованностью выпускников, в отличии от выпускников вузов, решен полностью. Во время освоения специальности все студенты ( а именно так они себя называют) параллельно стажируются на предприятиях головной компании и партнерских предприятиях.

На данный момент партнерами IBM в этой образовательной инициативе стали 77 учреждений из университетской среды (университеты и колледжи). Порядка 550 компаний готовы предоставить практику и стажировки на своих мощностях. Всего в 11 странах в рамках реализуемого проекта уже открыто 110 образовательных школ IBM.

Начиналось всё в 2011 году, когда в Нью-Йорке в партнерстве с City Univercity of New York была открыта первая школа P-TECH. Поначалу её слушателями стали около 100 студентов, через три года их было уже вчетверо больше; сейчас их порядка 25000.

Рометти считает, что во времена Четвертой индустриальной революции или постиндустриального общества, в которые мы живем, подобной тактики в образовании должны придерживаться все частные компании, чтобы выпускаемые на рынок труда специалисты успевали за технологическими изменениями и отвечали современным требованиям, предъявляемыми работодателями.

IBM создала школы, где каждый может сказать «Ок. Я освоил новые навыки и получил очень хорошую работу. И это то, что мы бы хотели, чтобы давали наши программы. И это то, что меняет весь рынок труда…Здесь нет противопоставления белых воротничков и синих воротничков, а есть некий вариант «новые воротнички». В итоге они получают диплом высшего образования плюс диплом об окончании практических курсов, которые они освоили в процессе обучения».

Некоторые эксперты отмечают, что в современном стремительно меняющемся мире, даже при условии качественного высшего образования, полученные навыки проходят половину своего жизненно цикла за 5 лет, то есть к моменту окончания учебы практическая ценность навыков выпускника уже снижается на 50%.

В России есть нечто подобное. К примеру, «Школа 21» от Сбербанка, которая, по сути, является российским вариантом французской Ecole 42. Также нет преподавателей, тоже обучение peer-to-peer, также многоступенчатый отбор претендентов в школу. На выходе обещают «образование, которое даёт возможность получить высокооплачиваемую перспективную профессию», конкретнее — веб-разработчика, разработчика мобильных приложений, специалиста по ІТ-безопасности, разработчика видеоигр и др. Звучит неплохо, хотя заметьте, снова лишь «возможность».