«Я — профессионал» и что дальше?

 

22 ноября 2018 завершилась регистрация участников олимпиады для студентов «Я — профессионал». Организаторами студенческой олимпиады стали ведущие российские вузы в партнерстве с крупнейшими работодателями. Олимпиада разбита на два потока по типу участников — для студентов бакалавриата и для студентов магистратуры и специалитета.

Количество зарегистрировавшихся на олимпиаду студентов — более 500 тыс., почти в два раза превзошло цифры прошлого года.

Участникам предлагается выполнить тестовые задания с открытыми вопросами (с вариантами ответов). Для победителей и призеров олимпиады предусмотрены призы. По каждому из 52 направлений  главный приз — денежная премия в размере 200 тыс. рублей ( для бакалавриата) и 300 тыс. рублей для магистратуры и специалитета. Денежная премия выплачивается только за золотую медаль. Помимо этого победителям предоставляется право пройти практику в одной из крупных российских компаний ( по профилю подготовки), также всех призеров заносят в базу кадрового резерва. Доступ к базе молодых профессионалов получат рекрутёры компанийпартнёров олимпиады. В общем все выглядит неплохо,но…

Что-то тут не так

На форумах студенты жалуются на то, что не могут найти никаких демонстрационных тестов(демоверсий), что их ответы не учитываются (не загружаются или ответ обрабатывается неправильно), что они не могут узнать свои результаты и что вообще очень мало какой-либо дополнительной информации. При заполнение регистрационной заявки о студентах собирается довольно много персональной информации. Например, хочет ли студент продолжать свое обучение на программах магистратуры и аспирантуры.

На официальном сайте олимпиады всё сделано как по одной схеме: после подробного описания направления(специальности) следует активная гиперссылка,ведущая на главную страницу сайта вуза. Cогласитесь, несколько странно, зачем студенту объяснять, что из себя представляет его специальность? Он ведь и так на ней учится. Это не иначе как для заочников.

Обучающие вебинары выложены на бесплатном видеохостинге, дополнительные онлайн-курсы (для тех кто не хочет участвовать в отборочном туре ) и сертификаты о прохождении этих курсов — все с зарубежной образовательной платформы и почти все платные.

Подождите минутку. Какие обучающие вебинары, какие онлайн-курсы в принципе? В чем смысл олимпиады? Это желание определить лучших студентов и наградить их или это демонстрация возможностей онлайн-образования и презентация вузов? Олимпиада по своей сути — конкурс с рядом заданий очень похожих на экзаменационные тесты. На экзаменах не предусмотрено обучение, там только проверка знаний.

Еще бросается в глаза то, что олимпиада проводится децентрализовано, силами конкретных вузов, объединяет её лишь общая эгида. Вузы здесь выступают как организаторы проведения конкурса только по своим основным специальностям. Так медицинское направление олимпиады (Лечебное дело и педиатрия, Стоматология, Фармация) организует МГМУ имени Сеченова. Филология отдана СПбГУ. Машиностроение — СПбГПУ. Презентация направления больше напоминает рекламу самих вузов не очень хорошего качества. Даже беглый просмотр выявляет странные противоречия.

Вот, например, по направлению Филология (проводит СПбГУ) громко заявлено, что в номинации «Взаимодействие представителей работодателей со студентами« рейтинга QS Graduate Employability 2017 СПбГУ занимает 20 строчку среди 400 ведущих вузов мира и является лучшим в России». Как интересно. Но при проверке выясняется, что никакой номинации «Взаимодействие представителей работодателей со студентами» в ренкинге QS Graduate Employability нет. Есть критерии методологии оценки «Employer reputation” где вуз набрал 31,3 балла из 100 возможных. В общем списке СПбГУ не первый, а лишь второй после МГУ в России и отнюдь не двадцатый в мире, а всего лишь делит 151-200 место в ренкинге. Общее же количество вузов в ренкинге — 300, а не 400. В следующем году вуз несколько улучшил свои позиции в списке поднявшись до 141-151 места.

Там же говорится, что СПбГУ входит во все ведущие международные рейтинги вузов, правда, то, какие он там занимает места, не упоминается.

Или, в вебинаре направления Искусственный интеллект МФТИ чуть ли не половину первой лекции рассказывают о структуре физмата вуза, причем довольно скучно. Смотреть другие лекции уже не захотелось.

Организатором студенческой олимпиады числится некая Ассоциация организаторов студенческих олимпиад, зарегистрирована в налоговой службе только 6 сентября 2018 года (данные СПАРК),а буквально через несколько дней уже функционировал официальный сайт олимпиады и 26 сентября 2018 стартовала регистрация. Какая оперативность! Нигде нет никаких контактных данных устроителей олимпиады кроме бесплатного адреса электронной почты вида @yandex.ru.

Зачем понадобилось дублировать диплом?

И ещё. Одна из целей олимпиады, как заявляют устроители, «выявление дополнительных возможностей профессионального роста». Это вообще о чем?. Опять пустые слова. Они что и впрямь думают, что студентам нужны «дополнительные возможности профессионального роста»?. Им намного больше нужны дополнительные финансовые возможности. Другими словами, нормальная работа по полученной специальности специальности за нормальные деньги. Почему прямо не признать, что устроиться работать после выпуска без протекции практически невозможно. Исходя из этого нивелируется весь смысл высшего образования в России.

Разве сам по себе российский диплом бакалавра не является достаточным основанием для получения рабочего места? Нужны дополнительные гарантии в виде каких-то олимпиад. Когда со студентов брали немаленькие суммы за обучение все было в порядке. «Прекрасные возможности трудоустройства и карьерного роста наших выпускников…» и т.д. и т.п. Всё те же слова. Несмотря на реальное положение дел — безработицу своих выпускников ( работа не по профилю — тоже своего рода безработица) вузы продолжают рекламировать себя, активно агитируя закончить еще и вовсе бесполезные программы магистратуры и аспирантуры.

Ладно, допустим, что почти гарантировано работу (для аспирантов должность в вузе) получат победители и призеры олимпиады — около 10 мест по каждому направлению. Но ведь это только 500 студентов. Менее одной десятой процента участников олимпиады. Что остальным делать со своими дипломами?