Вряд ли кто-то не знает этих имен: Иван Руденко, Марьяна Ро, Саша Спилберг. Мало сказать, что все они молодые и безумно популярные блогеры, вернее ютуберы; они ещё и неплохо зарабатывают — подчас десятки миллионов рублей в год. Как они это делают? Всё ли так легко, как выглядит со стороны, или у всякого успеха есть своя «темная сторона» — попробуем разобраться.
Чтобы не быть голословными сначала посмотрим на доходы (ниже оценочные данные по доходам за 2017-2018 год в рублях):
Александра Балковская 35,820 млн
Марьяна Рожкова 25,430 млн
Иван Рудской 11.250 млн (2017 г «Ваня, вернись!» )
Сразу стоит сказать, что эти блогеры, как и большинство топовых блогеров, работают в формате визуального представления информации, то есть преимущественно на платформе YouTube . Профили социальных сетей классического толка сейчас однозначно выступают лишь как поддерживающие, а не основные площадки: их формат подачи информации считается совершенно устаревшим и потому непопулярным. Хотя и там топовые блогеры набирают сотни тысяч и миллионы подписчиков.
Со стороны может показаться, что вести YouTube-канал не сложно — выкладывай видео раз в пару недель и успех тебе обеспечен. На самом деле YouTube-канал по сути мало чем отличается от обычного сайта: чисто технически так вообще ничем. У него также есть адрес URL, есть контент ( видео), лента комментариев. Если в классических блогах прецедентным, то есть объектом для обсуждения, является текст ( сообщение, репортаж, реакция на событие), то в visual new media (новые медиа визуального представления) прецедентным вместо текста становится фото или видео.
Как и в случае с сайтом, можно разместить сколь угодно интересное видео, но шанс, что его хоть кто-то увидит близок к нулю. Нет, ну конечно, если пару лет «провисит», может и наберется пару сотен просмотров, а так вряд ли. Дело в том, что блог-платформы, хотя условно и являются бесплатными и бесплатно предоставляют место для размещения контента, конечно, делают это не бескорыстно. Их цель зарабатывать.
Зарабатывают они, как нетрудно догадаться, на рекламе. Для вновь открытого перспективного канала непременно потребуются вложения в рекламу, или, иначе говоря, в раскрутку. Объявление в Гугл.Рекламе, например, будет предлагаться в схожих по тематике канала запросах в поиске. Продвигаемые каналы окажутся значительно выше в поиске и пользователь без труда найдет их.
Сама же реклама — дело довольно сложное. Новичку часто трудно правильно составить рекламные объявления. Эффективность продвижения зависит от срока размещения рекламы и величины рекламных бюджетов. Хотя минимально возможный рекламный бюджет в Гугл.Рекламе и равен 1500 руб., но на практике оптимальным начальным бюджетом там считается сумма в 25000 руб. Каналы также продвигают путем комментариев или взаимофрендом подписок (последнее сейчас малоэффективно).
Так как же они это делают?
Здесь нужно понимать саму «кухню» сложного медийного бизнеса, а то, что ведение YouTube-канала это бизнес и бизнес сложный — сомнений мало. Итак,все начинающие каналы просматривают скауты и перспективные ставят на заметку. Если они и дальше видят потенциал «будущей звезды» в юном блогере, то показывают молодое дарование продюсеру, на которого работают. Продюсер может сделать начинающему блогеру заманчивое предложение: помочь в раскрутке и с контентом.
В распоряжении продюсера не только деньги, но и «бригады воплотителей мечты». Со стороны создается впечатление, что блогер ведет канал самостоятельно, без посторонней помощи. Все клипы выглядят любительскими. Но это только на первый взгляд. В закулисье на него может работать целая команда.
Так, его имиджем занимается стилист. Обычно hair стилист и make-up стилист — это один человек. Реже, когда он же дает рекомендации по выбору одежды. Одежда отбирается целыми коллекциями на закрытых примерочных сетах.
Общим стилем канала (направленностью) занимается креативный директор, часто он же продюсер. Для видеоролика нужно не только придумать тему, но и написать сценарий. Для чего отслеживаются тренды, интересные аудитории канала, и пишется скрипт— собственно текст, который будет читать фейс в кадре (так на жаргоне принято называть блогера, от англ. face— лицо, здесь лицо канала). Готовый cкрипт поступает в распоряжение scene-maker (сценариста) — его задача связать текст с будущей картинкой; фактически он пишет настоящий сценарий клипа и делает раскадровку. На этом этапе продюсер, копирайтер и сценарист работают в тесном контакте. Когда со сценарием покончено наступает черед реализации.
Съемкой занимается специально приглашенныйвидеооператор. Для качественной съемки требуется профессиональное оборудование (часто его берут в аренду на время съемок). Но разве блогеры не снимают сами себя на обычный смартфон? Ээ..Для YouTube сегодня самодеятельность не пройдет. Снять что-либо приличное на обычный смартфон (даже топовый) не получится. Для этого нужна профессиональная видеокамера со стабилизацией движения, автоподстройкой освещенности, хорошей оптикой высокого разрешения и пр.
Режиссер ролика (да-да, все по взрослому) работает уже по написанному сценарию, хотя, конечно, он может вносить существенные правки, если снять материал невозможно технически. Конкретно на площадке работают режиссер и оператор. Cнимают много дублей, так как блогер обычно не сразу может нормально прочесть текст.
Отснятый материал отдают на монтаж, где его режут, добавляют необходимые эффекты наложения звука, графики и прочее. После монтажа готовый видеоролик размещается в сети.
Здесь показана полноценная схема. Она может быть сжата до только продюсера и оператора. Иногда видеоролик делает сам блогер и нанятый видеооператор. Ок. С технологией более-менее ясно.
А деньги откуда?
Деньги от рекламы, разумеется. Прямая реклама (product placement), когда блогер в ролике хрустит какими-нибудь чипсами или незатейливо фокусирует объектив на кроссовках известной фирмы и прочее подобное или совместный проект. Или интегрированная в YouTube реклама показывается целевой аудитории. В этом случае, блогер получит свою часть монетизации по партнерской программе AdSense в зависимости от количества просмотров рекламы.
Ведение переговоров с рекламодателями и поиск совместных проектов часто отдается на откуп рекламным агентствам. Именно они находят основные рекламные контракты, которые для блогеров-миллионников выражаются также шестизначными цифрами. Так, одна реклама на канале Ивангая стоила 1,5 млн. Неплохо, правда?
Крупным рекламодателям (корпорациям) интересны только крупные игроки. Какой-то интерес для них начинает представлять блогер, у которого от 100 тыс. подписчиков в YouTube. Все кто не дотягивают до этой цифры довольствуются незначительными суммами, продвигая каналы других пользователей (размещая ссылки на их видео).
Так как существуют многочисленные сервисы накрутки подписчиков, рекламодатели наиболее пристально относятся к комментариям. Они должны быть естественными; важна действительно преданная аудитория, которая готова покупать рекомендованные блогером товары. Именно комментарии становятся «обратной связью», основным каналом коммуникации между подписчиками и блогером. И плох тот блогер, который пренебрегает этим каналом; фактически он пренебрегает своими подписчиками, теряя их.
Сколько стоит раскрутиться в YouTube с нуля?
Очень часто встречающийся вопрос. Новичок обычно думает, что достаточно интересного контента, чтобы канал сразу стал популярным. Это большое заблуждение. Если совсем не вкладывать в раскрутку ни копейки, то чтобы набрать даже несколько сотен подписчиков может понадобится несколько лет. Это при условии регулярного добавления контента. C вложениями в продвижение можно рассчитывать на заметно более быстрый рост.
Даже Саше Спилберг на заре своей карьеры пришлось заплатить за рекламу полтора миллиона рублей Ивану Руденко в его блоге EeOneGuy. Как показывает практика нормальная коммерциализация проекта получается только у топовых блогеров. Но чтобы им стать требуется вложить колоссальные деньги. Это, кстати, и к вопросу о том зачем нужны инвесторы и продюсеры.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Стать ютубером и зарабатывать миллионы. Почему всё не так просто
Не Ютубом единым. Куда поступали и где учатся популярные видеоблогеры