Защита диплома обычно представляется студентам событием важным и одновременно сложным. Что будет на защите? Что спрашивают на защите диплома?
К этим извечным вопросам студентов добавляется стрессовое состояние, совершенно впрочем естественное для любых экзаменов. Поэтому стоит внимательно рассмотреть как происходит защита диплома, на что обращает внимание аттестационная комиссия во время защиты и так ли уж всё страшно на самом деле.
Итак, стройная стопка дипломных работ, строго в соответствии со списком очередности защиты, уже лежит на столе комиссии. Обычно в 1 день защищается от 5 до 10 студентов.
Существуют неверное мнение о том, что на защите могут спрашивать не только про саму дипломную работу, но и про весь учебный процесс за все годы обучения студента: могут задать любой вопрос по любой пройденной дисциплине. Это не так. На защиту выносится только собственно дипломная работа ( папка ВКР и речь на защиту диплома; возможны также чертежи, схемы, макеты и презентация для защиты диплома, если она предусмотрена).
Хотя презентацию, и случается это не так уж редко, могут отменить вообще, — на гуманитарных специальностях даже часто. В самом деле: ну кому интересно смотреть череду этих унылых однотипных слайдов под невнятные поясняющие реплики студента.
Конечно же речь на защиту диплома никуда не денется. С нее обычно и начинает студент. При защите технических дисциплин на специальных стендах или прямо на доске уже развешаны чертежи и схемы, прилагаемые к дипломной работе. У гуманитариев обычно обходится без этого — только речь и папка ВКР.
Пока студент зачитывает речь, его диплом «идет по рукам», то есть передается по очереди всем членам аттестационной комиссии. Если действие это происходит справа налево, то по левую руку обычно сидят «свои», то есть преподаватели кафедры, а справа «чужие» — приглашенные члены аттестационной комиссии. Для «своих» диплом доходит в последнюю очередь, хотя они его и так уже видели (особенно научный руководитель) и возвращается в центр стола — к председателю комиссии.
Считается, что все члены Государственной аттестационной равносильны, хотя, как правило, у каждого из них на защите своя «роль» и своя «специализация».
Часто начинают просматривать диплом когда еще заканчивает защиту предыдущий студент. В «роли» штатного «канцеляра» член комиссии, который сверяет комплектность диплома и правильность оформления. Очень не хорошо, если сразу будет выявлен «тощий» диплом, то есть нехватка листов основного текста. Требования к объему дипломной работы заранее узнаются на кафедре до начала написания ВКР. Также плохое впечатление производят плохо сброшюрованные дипломы, когда листы как-то некрепко держатся, не представляются монолитом.
Само собой, не стоит и говорить об ошибках в оформлении текста, которые опытный глаз «канцеляра» сразу же заметит. Если у него нет претензий к внешнему виду и оформлению диплома, он на листочке ставит карандашиком галочку и передает диплом дальше.
Следующий член комиссии уже не занимается оформлением; он сверяет реферирование. Например, в ВВЕДЕНИИ заявлено что «…основой нашей работы послужили (в числе прочих) труды Рождественского А.И.» (вымышленный автор для примера),тогда член комиссии сразу смотрит в БИБЛИОГРАФИЮ: есть ли такой автор и на какой странице можно увидеть заимствование. Все авторы, которые присутствуют в БИБЛИОГРАФИИ, должны быть и тексте и наоборот. Это же относится и к прочим источникам ( например, к электронным).
Следующий член комиссии, которому передается диплом, не занимается никакими сверками и оформлением вообще. Он сразу переходит к сути написанного. Смотрит СОДЕРЖАНИЕ, рассматривает соответствует ли написанное заявленной структуре (выборочно, конечно). Логичен ли текст. Связны ли посылки-выводы (удивительное дело, но даже к выпускному курсы некоторые студенты не понимают основ логики: по их мнению, вывод может быть просто пространно расписанными посылками). Зачитывает целые абзацы. Если у него не возникло замечаний, то передает диплом председателю приемной комиссии. Тот смотрит всё, что захочет.
Далее диплом передается к преподавателям кафедры; они обычно просто держат диплом в руках и что-то шепчутся между собой и … нет ещё не всё. В конце комиссии слева сидит чужой «придирающийся». Его задача выявить несовпадения, озадачить студента возможными неточностями и несоответствиями. Ясное дело, что в отличном дипломе такого быть не может ( это всего лишь недосказанности — вроде как, зачем говорить о том, что и так всем известно). Выходит, что не всем. Далее диплом возвращается в середину стола — к председателю комиссии.
После того как студент закончил зачитывать речь, комиссия сразу переходит к вопросам. Перед защитой обычно всех студентов очень интересует сколько будет вопросов? Совершенно невозможно предугадать. Даже если диплом выглядит идеальным — то вопросы обязательно будут. Самые разные. Вплоть до таких, которые могут слегка сбить с толку: — Сколько времени Вы потратили на написание диплома?»
На этот вопрос надо отвечать со всей серьезностью, сказав примерное количество часов в день, которые уходили на работу. Вообще большинство студентов боятся вопросов комиссии; некоторые же относятся к ним легкомысленно, вроде как, диплом же на отлично написан, что там еще спрашивать.
Завкафедрой рассказывала об одной студентке, которая твердо шла на красный диплом ( у неё вообще не было ни одной четверки!), и вот на защите ей задают казалось уже последний вопрос по её великолепно сделанному диплому:— А какими источниками реферирования Вы пользовались?» Здесь нужно было просто назвать две-три фамилии и пару электронных ресурсов. И всё. Но…
Девушка отвечала, что особо все и не помнит — так много их было всяких разных ( расслабилась, наверное, уже). Но расслабляться всё же лучше начинать после защиты диплома. Такой ответ комиссии не понравился и они стали задавать тогда другие «простые» вопросы. Студентка отвечала уже невпопад, к тому же как-то дерзко, вроде, что еще-то сказать, всё же и так понятно. Выходит что нет — не понятно. В итоге ставили на голосование: «три» или всё же «четыре» за защиту дипломной работы. С перевесом в один голос поставили «хорошо». Красный диплом она не получила.
Государственной аттестационной комиссией выставляется две оценки: одна за написание диплома; вторая — за защиту диплома.
Сколько же будет вопросов? В нормальном варианте — может быть 5-7. Стоит сказать, что у аттестационной комиссии с вопросами могут быть две цели : первая — выявить сам ли студент писал диплом, вторая — насколько хорошо он понимает смысл написанного. Все вопросы строго будут касаться ВКР. Студентам, самостоятельно работавшим над дипломом, дополнительные вопросы никаких особых затруднений не доставят.
Единственное что, лучше вечером перед защитой еще раз прочитать свой диплом (речь об оставшемся черновике в электронном виде, разумеется), чтобы освежить в памяти всё написанное.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: