Защита диплома или «Девочке надо помочь»

 

То что в российском высшем образовании сложилась практика покупных работ — давно не новость. Достаточно набрать в поисковике простые запросы на такого рода услуги, как тут же масса предложений от «компаний» или частных лиц. Эти люди не скрываются и, похоже, ничего не боятся. Ведь спрос действительно есть, а спрос, как известно, это деньги. Но тут ведь дело не только в отсутствии морали и не только в корысти, ведь фактически торгуют нашей безопасностью. Представьте, что такой диплом получил хирург, а если пилот самолета!

Правда, совсем недавно Госдумой были приняты поправки в «Закон о рекламе» запрещающие рекламу «услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации». За нарушение данного закона для изготовителей работ предусмотрен штраф в размере до 2500 рублей для физических лиц, и совсем не маленькие штрафы для юридических лиц — от 100 тыс. руб. до 500 тыс. рублей.

Но компаний, специализирующихся на этом бизнесе, меньше не стало. Похоже, им на всё это просто наплевать. Где-то может лишь заменили прямые рекламные запросы вроде «Курсовые, дипломные работы на заказ» на более ёмкие, скажем, «Помощь студентам». И всё. Как и раньше предлагают свои услуги. Сама система не изменилась.

Но как же в принципе устроен такой бизнес. Ниже возможная схема такой деятельности, которая могла бы быть типичной в региональных, да и не только в региональных, вузах страны.

Итак, предположим, нам понадобится девушка-студентка. Совершенно обычная студентка совершенно обычного российского вуза. Она уже два раза отчислялась, потом восстанавливалась: один по декрету, другой — брала академический отпуск после трех курсов, после которых снова восстановилась. И вот как-то так доползла она, в свои уже двадцать пять лет, до дипломной сессии. На ней весят три долга, три академические задолженности: скажем, «Физкультура», «Логика» и «История России» и допустить ее до написания диплома в принципе невозможно. Хотя получить диплом она очень хочет и непрестанно об этом говорит.

Примерно за полгода до защиты с выпускающих кафедр в ректорат подаются списки допущенных к дипломной сессии студентов с утвержденными (подписанными студентом и его научным руководителем) темами дипломов. Недопуск к написанию дипломной работы фактически означает отчисление. Разбирая в узком кругу конкретные кандидатуры на отчисление преподы неожиданно становятся жалостливыми, вспоминая вдруг, что «девочка она в общем-то хорошая» и даже «совсем неплохая»; исходя из всех этих простодушных эпитетов, завкафедрой, подумав и взвесив все доводы за и против, «вспомнив всё», провозглашает свой «вердикт», именно, что «девочке надо помочь».

Столь непростая и важная миссия обычно возлагается на того, кто этим постоянно занимается на кафедре (вряд ли что это будет сама завкафедрой) — какой-нибудь старший преподаватель, должно быть. Та еще загодя, как-бы невзначай разговорившись, проводит «финансовую разведку», выясняя возможности студентки в денежном плане: — Как ты сейчас..нашла работу?Работаешь в сувенирном магазине… А платят сколько? Нормально..Ну, тогда хорошо..», и раз они позволяют, переходит к следующей стадии, — обрисовывает ситуацию с недопуском и немедленным отчислением.

Девочка конечно в отчаянии — после стольких усилий получить лишь справку, а не диплом. Она,разумеется, понимала что не справляется, да и всегда не справлялась, но вот, чтобы так, за день до отправки списков, её поставили перед фактом неминуемого отчисления. Это её буквально ошеломляет. Положение кажется безвыходным. Но… Если же она всё же очень хочет, то ей могут помочь — намекает старший преподаватель: « Наша выпускница-отличница помогает таким ребятам, как ты, написать диплом». Вот оно спасение!

Выясняла она финансовые возможности студентки не просто так — написание диплома на заказ с «гарантией» от выпускающей кафедры — дело далеко не дешевое. Стандартная такса рассчитывается исходя из стоимости обучения студента на платной основе за весь период обучения и зависит от престижности вуза и его диплома. Суммы исчисляются сотнями тысяч рублей. Да-да! Это почти наверняка так. На заочном сумму вычисляют аналогичным образом, единственное, что умножить её придется не на четыре, а на пять (пять лет обучения).

Суммы очень немаленькие,как видите. Посему, довольно смешным выглядят предложения из интернетисточников о написании дипломной работы от 11500 рублей (так они пишут). За диплом в 70 страниц!? Может за реферат? Как правило, мошенники, получив предоплату в 50%, больше на связь не выходят. Но это отдельная тема и стоит отдельной публикации.

А какие же «гарантии» получает студент, покупающий диплом на кафедре? Итак, наша студентка по контактам, полученным от старшего преподавателя ( id странички в «Вконтакте»), выходит на выпускницу-отличницу, которая готова написать за неё весь диплом по утвержденной теме.

Разумеется, сначала она просит перевести задаток или предоплату. Сумма внушительная и должна показать действительное намерение студентки получить диплом. Студентка хочет этого: она и впрямь думает, что диплом позволит ей найти высокооплачиваемую работу по специальности, а не стоять по 12 часов в день в сувенирном магазине. Какая же наивная!

Она также не сомневается, что при предоплате обмана не будет — ведь это личная рекомендация старшего преподавателя. По мере продвижения работы, студент выплачивает всю оставшуюся сумму, иногда даже для этого залезая в долги и кредиты. За эти деньги он может вообще ничего не пересылать научному руководителю. Но, как правило, работа ведется максимально приближенной к реальной.

Диплом пишется с соблюдением всех требований как к полноте содержания и раскрытия темы, так и к оформлению. Кажется, что выпускница-отличница даже заочно консультировалась поначалу по каким-то вопросам с научным руководителем, но со временем нужда в этом отпала. Вообще, проследить какую-то связь между выпускницей отличницей и сотрудниками кафедры очень непросто, так как никаких явных контактов они не поддерживают, да и незачем. После пары десятков написанных дипломов каждый новый дается всё легче. Оформление везде стандартное; тема подбирается посредственная, без изысков, скучненькая, средненькая — чтобы не вызвать ненужный интерес. Cтуденту даже есть что предъявить на предзащиту. Хотя обычно это чистая формальность.

Когда диплом полностью готов, следует небольшой инструктаж — проговариваются ответы на возможные вопросы и возражения комиссии.

Выпускница-отличница неплохо постаралась — диплом выглядит довольно убедительно. Она пишет и впрямь профессионально или… это была не она?

Вы когда-нибудь замечали, что на университетских кафедрах существуют свои «серые мышки»? Преподаватели с минимальной ставкой в 0.25 — их практически невозможно увидеть на лекциях, они почти совсем ничего не ведут. Встречая такую «мышку» где-нибудь на лестнице, студент может подумать, что, наверное, обознался — это не она или, что после болезни она сильно изменилась и её почти не узнать, ведь «серая мышка» очень часто болеет, даже летом. Но как же выживает такая «бедняжка» на минимальную ставку, как ещё не умерла с голоду?

Знаете, кто она на самом деле и чем промышляет, сидя дома? — Правильно. Она и есть та самая выпускница-отличница, которая помогает студентам в написании дипломов. История проста и банальна: левый аккаунт «Вконтакте» ( немного левых фоток, иногда даже с ребенком для пущей убедительности). Ирония такова, что она ведь и в самом деле выпускница-отличница.

Схема левых дипломных работ должна быть максимально замкнута, чтобы исключить все ненужные, но возможные риски. В неё могут быть вовлечены многие или почти все преподаватели кафедры. Те кто сидят в аттестационной комиссии от кафедры тоже в курсе. Более того, в курсе даже «чужие» — приглашенные из других вузов члены Государственной аттестационной комиссии, и, даже, сам председатель комиссии — он тоже в курсе и в доле.

Но как такое может быть? Чтобы все члены аттестационной комиссии были в курсе липовых защит и потворствовали этому? Для этого достаточно посмотреть на состав аттестационной комиссии — кто эти люди. И тут выясняется, что половина из 10 членов комиссии — преподаватели кафедры : среди них вышеупомянутая завкафедрой, научный руководитель диплома ( самый что ни на есть настоящий — на бумаге), уже известный нам старший преподаватель, конечно, сама «серая мышка», ещё обязательно штатный подхалим, который почти всегда найдется на кафедрах такой сути — последний всецело зависит от прихоти завкафедры: «уволить сотрудника не трудно — главное, чтобы человек был хороший». Не надо, наверное, и говорить что здесь все они статисты.

Со стороны чужих — четверо из пяти — это бывшие выпускники кафедры, занимающие хоть какие-то должности и хоть как-то связанные с профессией, и, последний — председатель комиссии — «почтенный» старец. Он не бывший выпускник,— нет, конечно, а совсем наоборот — бывший некогда научным руководителем заведующей кафедры. Как видите, чтобы схема покупных дипломов исправно работала, случайных людей в ней быть не должно. Чтобы не возникало никаких подозрений, и свои и чужие члены аттестационной комиссии время от времени меняются, но, по странному стечению обстоятельств, среди чужих — всегда все те же выпускники кафедры и все тот же «почтенный» старец во главе. Хотя утвержденные регламенты состава Государственных аттестационных комиссий ни только не запрещают, но и наоборот — рекомендуют включать в их состав специалистов из разных вузов и городов.

Теперь, как проходит защита. Замечали ли вы когда-нибудь, что списки защищающихся и дат защит составляются хаотично (вроде как делается это по пожеланиям студентов). Хотя зачем? Студентов по дням защиты логичнее всего было бы распределить просто пофамильно по алфавиту. Но так не делается.

Обычно защиты разбивается на три дня. В первый день защищаются отличники — те, кто претендует на красный диплом; второй день — условные хорошисты; и в третий день — все остальные. Самыми последними среди этих остальных, очень может быть, и идут защиты левых дипломов. Понять почему их оставили напоследок совершенно не сложно: чтобы было меньше свидетелей. Кто из студентов останется на чужие защиты, когда сам уже защитился? На третий день, тем более к его концу, кроме комиссии и защищающихся студентов в аудитории, где проходят защиты, практически никого нет.

На самой защите студентам с написанными за них дипломами нечего бояться — ведь все члены комиссии втайне «за них». Студенту достаточно просто прочесть речь и ответить на пару детских вопросов, которые, как правило, обсуждались заранее с исполнителем диплома. К замечаниям относят разве что небольшие погрешности в оформлении. Оценка за левые дипломы ставится обычно хорошая, то есть «четыре» за диплом и «четыре» за защиту, но вряд ли что «пять». Вот и всё — очередной студент-двоечник получил свой диплом.

Но подождите, а как же академическая задолженность не сданные долги? Ведь именно это и был главный аргумент в пользу столь стремительно созревшего решения на отчисления студентки. Тут все решилось как по волшебству (или по звонку). Неожиданно студентку довольно дружелюбно принимает физрук и просит пробежать со всеми хотя бы 500 метров и позаниматься в зале (полчаса), плюс хотя бы разок показаться в бассейне, после чего он с удовольствием и как-то сразу ставит зачеты, там где нужно, даже сам за ведомостью быстро сходит.

Теперь «Логика». Логик заочно просит принести реферат на заданную тему. Выпускница-отличница пишет, что не будет ничего страшного, если скачать его из интернета и показывает где именно это сделать, так как ( только по секрету) логик их не читает. А с преподавателем истории так и совсем просто — её задание для всех должников стандартно: контрольная работа с развернутыми ответами на 15 вопросов. Эти вопросы из года в год — одни и те же. Оказалось, что сделанную работу можно спросить даже в «Подслушано». К слову, она её тоже не читает.